Педагогические критерии спортивного отбора

Опубликовано
Красникова Наталья
http://www.fizkult-ura.ru

Педагогические критерии:
а) уровни развития физических качеств;
б) технико-тактическую подготовленность;
в) спортивно-техническое мастерство;
г) темпы роста спортивных достижений;
д) моторную обучаемость;
е) координационные возможности;
ж) способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы.

Для тестирования скоростных качеств с успехом применяется бег на 30 и 60 м. Уровень развития скоростно-силовых качеств определяется при помощи прыжков в длину с места и с разбега, метания теннисного и набивного мячей.

Специальную выносливость характеризует время бега до отказа со скоростью, свойственной для соревновательной дистанции. Для взрослых спортсменов, в частности применяется восьмикратное (в 2 серии по 4 забега) пробегание 400 м, для юношей 15-16 лет - шестикратное пробегание этой дистанции с заданной скоростью (2 серии по 3 забега).

Согласно представлениям ряда исследователей (С.С. Грошенков, А.А. Гужаловский и др.) долгосрочный прогноз основывается на гипотезе о том, что вероятность будущего успеха зависит, с одной стороны, от высокого уровня развития физических качеств в данный момент, а с другой - от того, что этот уровень будет сохранён в последующие годы. Поэтому считают, что надёжный прогноз возможен, если правильно оценить исходные показатели. Для прогноза спортивных способностей по исходным показателям В.С. Фарфель предлагает определить двигательные возможности детей, которые проявляются в умения управлять своими движениями в пространстве, во времени и по силе. Чаще двигательная одарённость проявляется в каком-либо одном качестве. Но иногда встречаются дети, которые имеют высокие показатели по многим тестам.

Технико-тактическая подготовленность и спортивно-техническое мастерство, как критерии отбора, используются на более поздних этапах отбора (отбор в сборные команды, для участия в соревнованиях). При этом используют специальные тесты для оценки качества и эффективности техники и тактики в различных видах спорта, а также сам спортивный результат и его стабильность.

Одним из надёжных критериев отбора может служить прирост результатов за первые полтора года занятий избранным видом спорта. По истечении этого времени уменьшается опасность отсева перспективных спортсменов. Одной из причин допущения ошибок при отборе является необоснованная классификация испытуемых:
1. Наиболее одарённые;
2. Более одарённые, чем в группе 4;
3. Наименее одарённые;
4. Менее одарённые, чем в группе 2.

Довольно часто тренеры отбирают учеников из числа тех, кто попал в 3 и 4 группы (по ранним признакам). На самом деле, с большей вероятностью можно утвердить, что наиболее одарёнными окажутся абитуриенты 1 группы, а наименее - 3 группы. Во 2 группе дети также более способны, чем в 4.

Темпы прироста показателей можно определить по формуле Bredy:

W=100*(V1 - V2)/0,5*(V1 + V2)*%, где

W - темпы прироста,
V1 и V2 - исходный и конечный результат в испытании.
/ - знак деления,
* - знак умножения.

О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требовалось занимающемуся для овладения техникой того или иного упражнения.

На значимость своевременной оценки координационных способностей детей указывает В.К. Бальсевич (1970г.). Оценка этих способностей имеет большое значение для всех видов спорта, так же способность управлять своими движениями определяет высокий уровень мастерства в любом виде спорта.

Автор в розыске.