Философия и цель йоги

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Красникова Наталья
http://www.fizkult-ura.ru

Йога

Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения.

Наука йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Учитель йоги не пытается доказать правоту своего учения по мере того, как он его излагает, он также не пытается показать своим ученикам или убедить их в том, что его учение заслуживает доверия, так как он на собственном опыте постиг то, чему его учил его учитель. Истина, которую он учит постигать, является признанной истиной, и те, кто готов воспринять ее, будет интуитивно ее переживать.

С другой стороны, никакие аргументы и обсуждение не могут помочь воспринять истину тем, кто еще не готов к ее постижению.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога - это наука, с помощью которой человек постигает истину. Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом.

Для достижения такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде - от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется. Мы находим его как в неорганических веществах, так и в человеке. По мере того как дух эволюционирует от неорганических веществ к человеку, он меняется в своем выражении. В неорганических веществах дух проявляет себя в самой примитивной форме, где сознание едва различимо. Современные ученые в некотором смысле доказали, что живые организмы могут быть созданы из неорганических веществ, причем экспериментальная работа в этом направлении продолжается.

Эндрю Кросс был первым ученым, получившим живые существа из неорганических в ходе проведенных им экспериментов. В 1837 году он сделал попытку получить кристаллы, нагревая с помощью электричества окись железа в соляной кислоте и силикате углекислого калия. В ходе реакции образовались белые шарики, которые через двадцать шесть дней превратились в точные копии насекомых. Через два дня они уже могли ползать. Кросс писал: "Ни на словах, ни в делах, ни в мыслях я никогда не давал никому повода полагать, что я считал их (насекомых) появление актом созидания. Я никогда не пытался объяснить причины их появления. Их появление было просто делом случая."

Еще один ученый Морели Мартин, умерший в 1838 году, утверждал, что ему удалось получить живые организмы из древнейшей азойской породы. Он нагревал породу до тех пор, пока она не превратилась в золу, и затем в ходе ряда реакций получил крошечные кристаллы. Эти кристаллы он назвал первичной протоплазмой. И наконец, М.Мартин с помощью микроскопа увеличил эти кристаллы в три тысячи раз. Все, кто разглядывали эти кристаллы с помощью микроскопа, видели, как в них плавают тысячи крохотных рыб.

Нет причин отрицать, что живые организмы нельзя создать из таких неорганических веществ, как горная порода и металл, так как, согласно философии йоги, все сущее есть само сознание. По утверждениям ученых, внутри мельчайших частиц - атомов - имеет место движение. Если имеется движение, значит есть какой-то вид энергии, вызывающий его, и эта энергия есть основа жизни. Древнейшие представления йогов о том, что люди, птицы, рыбы, деревья,- земля, черные породы и химические элементы являются единым целым, постепенно начинают получать признание в научном мировом сообществе в XX веке.

Примитивное сознание более развито и может быть обнаружено в кристаллах, которые приобретают определенные формы. На втором этапе эволюционного развития стоят растения, в которых уровень сознания выше, по сравнению с неорганическими веществами, хотя они и находятся на подсознательном уровне. Животные обладают еще более высоким уровнем чувствительности - у них имеются различные психические функции, обеспечивающие разумную деятельность, и их сознание носит более централизованный характер. И, наконец, человек, с более развитым интеллектом и другими психическими функциями, такими, как познавательные способности, восприятие и воля, считается вершиной творения - венцом эволюции.

Из вышесказанного создается впечатление, что дух эволюционирует от неорганических веществ до человека, но на самом деле дух остается неизменным на всех этих этапах эволюции. Дух остается неизменным как у неорганических веществ, так и у человека. На фоне изменяющихся форм сознания остается неизменным дух, не подверженный никаким воздействиям. Но он (дух) маскируется на различных этапах развития сознания.

Как можно объяснить развитие духа, если он одинаков как в человеке, так и в неорганических веществах?

Впечатление о развитии духа складывается в силу того, что имеет место развитие физического тела и интеллекта, в которых пребывает дух. Но тело и разум в различной степени маскируют дух. Сознание в минералах не может излучаться вовне, так как на его пути стоит черный занавес.

При изучении растений и животных мы обнаруживаем, что в силу строения их тела и развития до некоторой степени разума, дух выражает себя в лучшей степени, чем в неорганических веществах - здесь свет разума воспринимается через цветные очки примитивного интеллекта.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание - это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием.

Универсальное сознание - выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом.

Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога - это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует, ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек - это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души.

Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом. Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом, особенно во время сновидений и йоговской медитации.

После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога, то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом. Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии, выходит за пределы понимания. Данное знание - это вершина всем знаниям или Веданта. При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты, которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек-это Бог", "Я есть Бог", "Я во всем" и "Все во мне". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства, его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Хотя многие последователи различных религий считают, что не существует единства души, некоторые из великих пророков, такие, например, как Иисус, сказал: "Я и мой Отец едины", "Я - это ты", "Ты - это я", "Я - это он". Большинство верующих не могут даже понять значения этой великой мудрости, и они отрицательно относятся к теориям перерождения и эволюции сознания или духа. В Библии ясно сказано (Св. Джон 3:3-79): "Иисус ответил и сказал ему: "Воистину я говорю тебе, что если человек не родится вновь, он не сможет увидеть Царство Божье."

Никодемус спросил Иисуса: "Как человек может вновь родиться, если он стар? Может ли он второй раз попасть в чрево матери и заново родиться?" Иисус ответил: "Воистину, воистину я говорю тебе, если человек не родится из воды и духа, он не может войти в Царство Божье. То, что рождается из плоти - это плоть, то, что рождается из Духа, есть Дух. Не удивляйся тому, что я сказал тебе: "Ты должен родиться заново".

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез.

У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога, они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог — это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль

Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы, человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненнукградиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа.

Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги — это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

Список использованной литературы:

  1. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. Подробнее.
  2. Альбом Йога-кошки и йога-собаки Дэна Борриса. Подробнее.