Методика обучения прыжкам в фигурном катании

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Работа мастеров фигурного катания над произвольной программой распределяется примерно следующим образом:

  • разминка — 10% всего времени тренировки;
  • тренировка прыжков, включенных в произвольную программу, — 25%;
  • овладение произвольной композицией — 25%;
  • разучивание новых прыжков — 25%;
  • вращения, прыжки во вращение, комбинации шагов—15%.

Безусловно, в зависимости от периода подготовки, цели конкретной тренировки, индивидуальности спортсмена время занятия может распределяться несколько иначе. В качестве примера возьмем схему типичной тренировки одного из сильнейших фигуристов мира Яна Хоффмана в подготовительном периоде. Длилась она 1 час 15 минут.

Разминка: перебежки вперед и назад, шаги по кругу и по прямой — 5 мин.;
6-я минута: беседа с тренером;
9-я минута: отработка показательной программы — один раз без музыки, затем первая часть повторялась три раза под музыку;
15-я минута: опробование элементов программы в такой последовательности — перекидной, 1А, 2А, 2С, ЗС, 2С, «чинян», 2П;
24-я минута: исполнение программы под музыку; были выполнены 2П, 2Т, ЗС, 2А, комбинация из четырех прыжков с 2Т и 2П, комбинация из трех флипов — в 0,5; 1,5 и 2 оборота, 2 А; «чинян», 2Л, 2П, прыжок в волчок на маховую ногу, прыжок в ласточку;
30-я минута: беседа с тренером;
35-я минута: разучивание прыжка тулуп — 2Т, 2Т, 2Т, 2Т, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, ЗТ, 2Т, ЗТ;
51-я минута: разучивание прыжка оллер в 2,5 оборота 1Ав, 1Ав, 2Ав, 2Ав, 2Ав, 2Ав, 2Ав, 2Ав;
60-я минута: разучивание волчка со сменой ног — 10 раз;
70-я минута разучивание либелы со сменой ног — 5 раз;
74-я минута: скольжение по периметру катка в позе конькобежца.

Наблюдения за тренировками американских фигуристов различной квалификации показали, что из каждых 45 минут тренировки в произвольном катании прыжкам отводится около 30 минут. При этом работа над прыжками в той или иной форме планируется во всех частях тренировки. Так, подготовка к выполнению прыжков занимает важное место в разминке. В общую часть разминки квалифицированных фигуристов наряду с другими упражнениями, как правило, включают скольжение в позе выезда из прыжков, вращения, имитирующие группировку и разгруппировку. Специальная часть обычно заключается в выполнении прыжков в 0,5 и 1 оборот. В процессе разминки фигурист подготавливается к выполнению прыжков. Это сопровождается усилением вегетативных функций организма, оптимальной возбудимостью центральных и периферических звеньев двигательного аппарата, определяющих эффективность движений.

Многократное повторение элементов, входящих в произвольную композицию, и в частности прыжков, способствует образованию более устойчивых временных связей, являющихся основой для формирования двигательных навыков. Чистота и качество их выполнения являются одним из важнейших показателей совершенства исполнения всей композиции. Практика показывает, что неуверенность в одном-двух сложных прыжках нередко подавляет фигуриста, не позволяет должным образом продемонстрировать даже хорошо освоенные, относительно простые части композиции.

Совершенствование прыжков в процессе тренировки произвольной композиции сводится к вырабатыванию способности выполнить прыжок на фоне физического утомления и нервного напряжения, в определенном месте площадки и в определенный момент времени, диктуемый музыкальным сопровождением. В процессе тренировок происходит автоматизация прыжка — сложного двигательного навыка,— который позволяет фигуристу все внимание сосредоточить на эстетической, художественной стороне катания, мысленно готовиться к следующей части программы уже во время исполнения предыдущей.

Важное место в подготовке фигуриста занимает разучивание новых, более сложных прыжков. Как правило, мастера владеют всеми наиболее распространенными двойными прыжками. Усложнение их идет по пути увеличения числа оборотов. Новый, с большим числом оборотов, прыжок осваивают в соответствии с принципом систематичности и последовательности на базе более простого, с меньшим числом оборотов, выполнение которого доведено до определенного совершенства.

Методические приемы, используемые в настоящее время в практике спортивной тренировки

Создание представлений. Первоначальное объяснение прыжка и его показ при обучении фигуристов старших разрядов имеют некоторые особенности. К изучению какого-либо двойного прыжка обычно приступают, овладев соответствующим одинарным. Поэтому схема прыжка, его ритм, характер отталкивания знакомы спортсмену. Кроме того, он имеет возможность наблюдать данный прыжок в исполнении других фигуристов. Поэтому к началу разучивания картина движения в общих чертах кажется ему ясной. Таким образом, создание первоначальных общих представлений о прыжке происходит в значительной мере исподволь. На этом основании нередко при переходе к обучению более сложному прыжку не используют какие-либо дополнительные разъяснения. Перед обучающимся сразу же ставится задача попытаться выполнить прыжок с необходимым числом оборотов.

В то же время практика показывает, что подробное разъяснение способов выполнения разучиваемого прыжка, путей повышения числа оборотов в нем позволяет уже в пробных попытках создать предпосылки для образования правильного двигательного навыка. Показ прыжка в отличном исполнении должен сопровождаться пояснениями. Здесь важно учитывать, что основной трудностью является невозможность одновременно осознать все элементы осваиваемого движения. Поэтому пояснения должны сводиться к акцентированию на одной-двух в данный момент важнейших, решающих деталях техники.

В процессе работы с фигуристами целесообразно использовать кинограммы, оформленные в виде отдельных фотографий небольшого размера (6X9 см). Наиболее удобны в работе кинограммы с частотой смены поз около 16 кадров и сек. При такой частоте общее число фотографий, необходимых для изображения одного прыжка, сравнительно небольшое - 12—15. В то же время кинограмма достаточно подробна. Одним из существенных преимуществ кинограмм является возможность демонстрации их фрагментов непосредственно в процессе тренировки на льду.

Просмотр фрагментов килограмм, а иногда лишь одного кадра, изображающего характерное положение тела, непосредственно перед пробной попыткой оказывает существенную помощь в обучении. Для формирования двигательных навыков наиболее важны пробные попытки исполнения, ибо именно тогда у фигуриста складывается впечатление о возможности овладеть новым элементом. И именно в первых попытках чаще всего закладываются предпосылки для появления в дальнейшем ошибок в технике, от которых нередо спортсмен затем не может долго избавиться — на протяжении нескольких лет.

При обучении сложным, многооборотным прыжкам, не исключающим возможность падений и травм, этот вопрос приобретает особое значение. Ликвидация чувства страха на этапе создания представлений — важнейшее условие. От этого во многом зависит дальнейший успех обучения. В практике порой считают, что разучивание прыжков должно сопровождаться падениями. Говорят, мол, падения — нормальное явление при изучении прыжков. Безусловно, исключить падения при обучении прыжкам очень сложно, однако уменьшить их число — реально.

Одним из распространенных методов, обеспечивающих безопасность выполнения сложных элементов в спорте, является использование страховочных устройств. В фигурном катании на коньках этот метод широко не используют. В то же время опыт тренеров доказал эффективность применения устройства для страховки — лонжи, как на этапе создания представлений, так и на последующих этапах обучения. С помощью лонжи можно предотвращать падения и создавать облегченные условия для выполнения прыжка.

Начальное обучение прыжкам в фигурном катании проводится на льду, в зале, а также на стадионе. Наличие или отсутствие коньков существенно влияет на характер основных движений в прыжке.

Правда, это не исключает возможности освоения отдельных частей прыжков не на льду. Не вызывает сомнений, что тренировки в зале весьма полезны для выработки прыгучести, точного освоения позиций, встречающихся в прыжке, для отработки отдельных движений (махов, отталкивания, группировки, вращения, разгруппировки, приземления и т. п.).

В начальный период обучения прыжкам важно учитывать, что часть спортсменов легче овладевает вращением в полете в левую сторону, а часть — в правую.

Для того чтобы выяснить это, можно использовать пируэт назад. Как правило, направление вращения при выполнении пируэта назад в удобную для фигуриста сторону должно совпадать с направлением вращения в многооборотпых прыжках.
Однако обучать юных фигуристов прыжкам в обе стороны необходимо уже в первые один - полтора года. После четкого определения «своего» направления вращения следует изучать прыжки только в одну сторону.

Разучивание. Здесь очень важно рациональное сочетание методов разучивания прыжка в целом (целостный, или синтетический, метод) и по частям (расчлененный, или аналитический, метод). Различные наблюдения, проводимые на протяжении нескольких поколений фигуристов, показали, что расчлененный метод разучивания многооборотных прыжков используют недостаточно широко. Сейчас в большинстве случаев части прыжка отрабатывают, повторяя весь прыжок.

Естественно, что при этом фигурист не в состоянии уделить внимание сразу нескольким деталям техники. В то же время ошибка даже в одной из частей прыжка затрудняет, а часто делает просто невозможным выполнение его в целом, приводит к падениям. Создается ситуация, в которой перед обучающимся ставится непосильная для него в данный момент задача — нарушается принцип систематичности и доступности.

Известно, что двигательные навыки реализуются при непрерывном участии сознания, на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем. При этом не все детали движения точно фиксируются сознанием. Осознается обычно лишь основное, т. е. то, что является в данный момент главным. При обучении сложному, многооборотному прыжку в целом, без предварительного освоения отдельных частей, множество деталей движения сразу становится для обучающегося главными, а это затрудняет осознавание, следовательно, усложняет овладение прыжком.

Практика подтверждает целесообразность более широкого применения расчлененного метода обучения. Весьма эффективно, например, при обучении прыжку двойная петля для овладения вращательным движением в полете использовать в качестве упражнения вращение назад. Известный канадский фигурист Дональд Джексон советует при разучивании толчка в прыжке двойной лутц выполнять толчок без вращения вокруг продольной - оси тела. Этот прием очень широко использует и известный тренер Ютта Мюллер (ГДР). Разучивание толчка без поворота позволяет выработать точное положение тела при отталкивании, добиться большей высоты прыжка. Важно, что здесь все внимание фигуриста сосредоточено именно на отталкивании вперед-вверх.

Следует отметить, что такой способ разучивания толчка особенно эффективен в носковых прыжках (типа лутц и флип), так как их выполняют из двухопорного положения. Разучивание толчка без поворота в реберных прыжках, осуществляемых с крутой дуги на одной ноге (сальхов, петля и др.), менее целесообразно, так как исключение вращательного движения в значительной степени изменяет характер толчка. В этих прыжках при разучивании толчка рационально уменьшение числа оборотов.

Своеобразный способ разучивания прыжка аксель применяет видный американский тренер Карло Фасси. По его методу прыжок аксель выполняется в непосредственной близости от хоккейного борта. Фигурист запрыгивает на борт, цепляясь за его поверхность зубцами конька, затем отталкивается от него и выполняет приземление и выезд. Такое упражнение позволяет разучивать толчок, приземление и выезд без выполнения полета и вращения. По мнению Карло Фасси, в каждом движении прыжка, т. е. в каждой его части, существует «контрольная точка», по которой можно судить о правильности данной части прыжка. В значительной степени именно из разделения прыжка на части вытекает методический прием использования счета, когда задается темп движений. В настоящее время счет широко применяют в парном катании для синхронизации действий партнеров, в частности во вращениях и прыжках во вращение. В практике одиночников счет не нашел широкого применения, хотя целесообразность использования его на этапе разучивания для обеспечения правильного ритма движения не вызывает сомнений.

Совершенствование. Мастерство спортсмена можно характеризовать эффективностью достигнутого результата и его надежностью. Говоря о прыжках в фигурном катании, эффективность можно характеризовать высотой и длиной прыжка, числом оборотов, амплитудой и скоростью маховых движений, быстротой и плотностью группировки, скоростью движения после приземления и т. д. Надежность результата в данном случае проявляется в стабильности движения, в способности фигуриста безошибочно выполнить прыжок. Таким образом, совершенствование связано, с одной стороны, с некоторой перестройкой освоенного движения, вызванной необходимостью повышения эффективности (увеличения высоты и длины прыжка, плотности группировки и т.п.), с другой — с закреплением этого движения.

Практика фигурного катания свидетельствует о том, что, несмотря на кажущуюся несовместимость перестройки и закрепления, именно рациональное сочетание этих двух моментов лежит в основе совершенствования. Действительно, для перехода к следующей, более высокой, ступени мастерства необходимо закрепление ранее достигнутого уровня. В то же время повышение надежности прыжка может быть достигнуто только после исправления отдельных погрешностей, т. е. после частичной перестройки системы движения, изменения ее структуры — другими словами, после изменения каких-то деталей прыжка.

Следует учитывать, что чрезмерное закрепление навыков весьма опасно. Лучшие фигуристы постоянно ищут новые резервы совершенствования элемента, смело идут на риск, частично, а иногда и в значительной степени ломают сложившийся стереотип, меняя характер толчка, направление и амплитуду махов, согласование маховых движений с толчком, способ группировки и т. п. Ярким примером творческого, новаторского подхода к тренировке прыжков является спортивный путь Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Постоянно экспериментируя в поисках наиболее совершенных приемов исполнения прыжков, эти фигуристы долгое время имели в своей программе сложные наборы прыжков.

Действительно, сознание «окончательности» разучивания прыжка, завершенности работы над элементом становится нередко весьма существенным тормозом в дальнейшей работе фигуриста.

Опыт сильнейших говорит о том, что каждый разученный прыжок, каждый освоенный вариант техники исполнения, каждая отработанная деталь элемента должны рассматриваться спортсменом как этап дальнейшего совершенствования.

На начальных этапах обучения следует широко использовать прямые методы воздействия. Как правило, система движений еще не (закреплена. Поэтому методы прямого воздействия, использующие возможность сознательного, произвольного управления движением, являются наиболее эффективными. На этапе совершенствования удельный вес прямых методов воздействия несколько уменьшается, увеличивается доля методов непрямого, косвенного воздействия. Это объясняется тем, что высокая степень закрепления навыка затрудняет фигуристу произвольное управление своими движениями.

Одно из средств косвенного метода воздействия — изменение двигательной задачи упражнения. Ее можно и облегчать, и усложнять. Очень эффективны такие варианты облегчения упражнения, как уменьшение количества оборотов прыжка, снижение скорости разбега, приземление на обе ноги, неполный поворот в полете, прыжок с завершением поворота после приземления, прыжки с вращением после приземления и т. п. Они позволяют выбрать наиболее важную в данный момент деталь движения и сделать ее выполнение главным для фигуриста.

Увеличение скорости разбега, высоты и длины прыжка, амплитуды и скорости маховых движений, выполнение прыжков с более сложных подходов и в комбинациях — иными словами, усложнение двигательной задачи упражнения следует использовать как для перестройки его структуры, так и для ее закрепления.

Представляют определенный практический интерес опыты по совешенствованию исполнения прыжков в тренировках с частичным и полным выключением зрительного анализатора. В их основе лежит теория комплексной полианализаторной природы пространственной ориентации. При выключении зрительного анализатора функции утраченного канала информации частично осуществляются другими анализаторами.

Фигуристы выполнили прыжки перекидной, аксель, двойной сальхов и двойная петля по три раза в течение десяти тренировок в специальных очках трех типов в следующей последовательности: в очках, выключающих центральное зрение; затем в очках, выключающих периферическое зрение, и в очках, полностью выключающих зрение. Спортсмены быстро, за три-десять попыток, приспосабливались к выполнению прыжков с ограничением и выключением зрения. Оказалось, что такие тренировки положительно влияют на стабильность выполнения прыжков.

Наглядность обучения на этапе совершенствования характеризуется более глубоким разъяснением деталей движения. В качестве одного из методов на этом этапе можно рекомендовать стереометод. При рассмотрении фотографий, полученных таким методом, наблюдатель ясно видит пространственную картину перемещения отдельных точек тела. Важно, что при этом движения всего тела и его звеньев не фиксируются и не отвлекают внимание наблюдателя. Такая картина дает весьма яркое представление о слитном перемещения звеньев тела в различные моменты прыжка.

Список использованной литературы:

  1. Мишин ?.?. Прыжки в фигурном катании. М., "Физкультура и спорт», 1976.- 104 с.