Психологические аспекты применения музыки в занятиях ФК со студентками

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ

Музыка на занятиях физкультурой

Авторы:
Ю.В. Смирнова ассистент кафедры теории и методики физической культуры,
Е.Г. Сайкина доктор педагогических наук, доцент кафедры гимнастики
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Немаловажную роль в формировании здоровья женщин в неразрывном единстве его компонентов – физического, психического и социального, имеет тот потенциал, который они получают в детстве и юности, в студенческие годы.

При этом следует отметить, что студенческий возраст является очень важным жизненным этапом для молодой девушки. Именно в этот период многие студентки начинают самостоятельную жизнь, зачастую вдалеке от своих родителей, создают семьи, рожают детей. Вместе с тем, они овладевают будущей профессией в стенах вуза, учебный процесс в котором имеет свою специфику и отличается от школьного обучения, предполагает большую личную ответственность и создаёт существенную нагрузку на молодой организм и психику.

Соответственно, одной из приоритетных задач, требующих своего решения, стоящих перед отраслью физической культуры, является поиск инновационных технологий, которые сочетали бы в себе средства и методы комплексного оздоровления организма и психики, эмоциональной сферы занимающихся, и, прежде всего, содействовали бы не декларативному, а реальному духовному и физическому развитию личности и формированию аксиологических ориентиров на достижение оптимального уровня здоровья и здоровый образ жизни. Следует особо подчеркнуть, что достижение этого результата возможно только лишь при условии заинтересованности самого объекта воздействия – человека, теми или иными видами двигательной активности.

В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Многие из них используются в обязательных и секционных занятиях со студентами.

Немаловажную роль при этом играет то, что большинство из них предполагает использование музыкального сопровождения. Это не только повышает их эмоциональность, но и, при грамотном использовании средств музыки, может содействовать решению оздоровительных задач.

Особое значение имеет тот факт, что, как показывают проведённые нами среди детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодёжи исследования, использование музыки в занятиях по физической культуре повышает интерес к ним, улучшает настроение и вызывает желание заниматься физическими упражнениями у большинства опрошенных девочек и девушек (от 87 до 100% респондентов в разных исследованиях). Это позволяет утверждать, что звучание музыки на физкультурных занятиях со студентками является необходимым и важным моментом в организации учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию.

Музыкальное сопровождение в зависимости от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения.

Однако, при всём очевидном положительном потенциале, музыка является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику человека. Неправильное её применение может не только затруднять процесс выполнения физических упражнений, но и оказывать негативное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся. Как показывают данные научно-методической литературы и проведённые педагогические исследования, во многих случаях этот процесс носит стихийный характер и не всегда приносит адекватный результат. Учитывая мощный потенциал воздействия музыки на организм и психику человека, выявленное в ряде исследований как положительное, так и отрицательное её влияние [1,2,4,8], можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос грамотного и научно-обоснованного применения музыкального сопровождения в физической культуре, важным принципом которой является принцип «не навреди», нуждается в научном осмыслении и учёте в физкультурной практике работы со студентками.

Существенные возможности влияния музыки на организм и психику человека, на формирование различных качеств личности, мировоззрения, интересов известны с древнейших времён. Ретроспектива неразрывной связи физических упражнений с музыкой уходит вглубь тысячелетий. Столь долгий совместный путь музыки и движения детерминировал возможности различных подходов к выбору музыкального сопровождения для занятий физической культурой – от культурологического, аксиологического, деятельностного, до психотерапевтического.

Поэтому, рассматривая лишь наиболее общие психолого-педагогические аспекты применения музыки в занятиях физическими упражнениями, в-первую очередь, следует осветить вопрос требований к подбору музыкального сопровождения.

На основании данных научно-методической литературы, проведённых исследований и личного педагогического опыта, нами определены требования к подбору музыкального сопровождения занятий физической культурой[9]:

  • соответствие музыкального произведения (комплекса средств музыкальной выразительности, смыслового и образного содержания, текста) особенностям занимающихся, принципу доступности и эстетической целесообразности, а также характеру выполняемых двигательных действий;
  • соответствие темпо-ритмовых характеристик произведения (дансантность, интонационно-ритмическая ясность, метрическая однородность, квадратность) возрастным особенностям занимающихся, части занятия, решению двигательных задач;
  • продолжительность звучания мелодии в соответствии с контингентом занимающихся и задачами занятия.

Соблюдение указанных требований возможно при условии, что преподаватель владеет не только основами музыкальной грамоты и знаниями по музыкально-ритмическому воспитанию, но и имеет достаточные сведения об особенностях влияния музыки на организм и психику человека. При этом необходимо отметить, что, если музыкально-ритмическому воспитанию отводится место в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, то вопросам психофизиологического влияния музыкального сопровождения должного внимания не уделяется и этот аспект остаётся за пределами формирования их профессиональных компетенций в вузе. Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным дать краткий обзор по этой теме в данной публикации.

Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и известно человечеству с древнейших времён.

О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Традиция лечения музыкой успешно развивалась в Китае и в Древней. В Ведах, одно из собраний текстов посвящено ритуальной музыке. В Библии, в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике.

Н.В. Козлова, А.В. Козлов (2009) указывают, что в древнем Китае она числилась по «ведомству мер и весов». По музыке, звучащей в народе, определялось его умонастроение и делались соответствующие выводы. Уже в те далёкие годы были начаты первые разработки в музыкотерапии - применении музыки в целях исцеления психики и тела человека [10].

Философ Сынь-Цзы в «Книге о музыке» писал, что «Музыка – это высшее средство совершенствования людей». Еще во II в. до н.э. была создана «Музыкальная палата», задачей которой было изучение воздействия музыки на чувства, разум и поведение людей, разрабатывались методы управления людьми посредством музыки. По мнению древних китайцев, музыка, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

Античные мыслители – в том числе великие философы и учёные Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Птолемей – много писали о смысле и роли музыки, о её многостороннем действии на человека [12]. Не случайно, что бог солнца Аполлон был одновременно богом музыки и медицины. В книгах «Государство» и «Законы» Платон обосновал ведущее место музыки в воспитании граждан будущего идеального государства. Согласно учению Платона, медицина, земледелие, кораблевождение, военное искусство и музыка находятся в одном ряду. Аристотель, развивая идеи Платона, разработал учение о катарсисе – исключительно сильном переживании от восприятия произведения искусства, которое порождает духовное очищение человека.

В свою очередь, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Знаменитый Пифагор, создавший теорию о музыкально-числовом строении Космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения «болезней души».

Целительное воздействие музыки широко использовалось и в Древней Индии. Оно основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

В средневековье практика отношения к музыке как искусству, созданному для помощи человеку, была двойственной. С одной стороны – отрицание, но с другой развитие учения о гармонии музыки, которая есть не только согласованность звуков, но и свидетельство единства духа, души и ума. В этот исторический период практика лечения человека музыкой связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

Свой взгляд на происхождение, смысл и предназначение музыки принесла эпоха Возрождения. В центр культуры поставлен человек. Естественно, что не только музыканты, но и медики обратились к музыке как к средству, могущему оказать многостороннее оздоровляющее воздействие на человеческий организм. Французский врач А. Парэ пытался использовать музыку, как средство для анестезии в хирургических операциях. Английский врач Р. Браун обращался к музыке при лечении нервных расстройств различного происхождения. В трактате «Обобщение о действии музыки» Иоанн Тинкторис перечисляет двадцать возможных проявлений воздействия музыки на человека: она прогоняет тоску, смягчает жестокость, изгоняет дьявола, вызывает восторг, побеждает злую волю, радует, вызывает любовь, облегчает труд, побуждает дух к борьбе, исцеляет…[12].

В XVII-XVIII веках в Европе наметился значительный прогресс естествознания и влияние музыки изучалось с позиций физиологии. Прежде всего, исследовались реакции организма на прослушивание музыкальных произведений – изменение пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от высоты и силы звука, тембра, тональности.

В XIX веке ученый российский учёный И. Догель(1888) установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:

  • при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;
  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций;
  • при прослушивании мелодий происходит нормализация мозгового кровообращения;
  • негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;
  • энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
  • мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
  • музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;
  • музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
  • музыка изменяет восприятие времени;
  • музыка может улучшить память и обучаемость [10].

В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания – от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.

Специальные физиологические исследования (Д.А. Дубровин, 1994; С.В. Шушарджан, 1998 и др.), выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций [10].

На основании исследований ряда авторов (Л.С. Брусиловского, 1988; В.И. Петрушина, 1999; С.П. Евсеева, 2005 и др.), определены следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки:
а) катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния);
б) облегчение осознания собственных переживаний;
в) конфронтация с жизненными проблемами;
г) повышение социальной активности;
д) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
е) облегчение формирования новых отношений и установок.

Такие учёные, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (2001), К. Рудестам (2006) и ряд других, пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.

Рассматривая воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека, также следует учитывать, что имеет определённое влияние каждое из средств музыкальной выразительности.

Важнейшим из них является ритм, являющийся наиболее сильным эмоциогенным раздражителем. Доказано, что ритмичные звуки воздействуют на глубинные структуры мозга, а, следовательно, действуют на психику слушателей. Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчинены определённому ритму. На самом раннем этапе развития человечества музыка состояла практически только из ритма. Наиболее распространённые ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека.

Чёткий ритм музыки (преимущественно – пунктирный), выраженные акценты являются одним из самых сильных возбудителей эмоций. Под его влиянием активизируются физиологические и психические процессы в организме человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, активизируется обмен веществ, ускоряется расщепление гликогена, повышается активность органов чувств.

Каждому двигательному действию присущ свой специфический ритм, представляющий закономерное чередование прилагаемых мышечных усилий, разных по величине. Оптимальный ритм является основой эффективности двигательной деятельности человека. Подбор музыкального произведения с соответствующим двигательному действию ритмом существенно облегчит выполнение упражнения занимающимся и улучшит результат.

Музыкальный темп также имеет важное значение для воздействия на физическое и психическое состояние человека. Чем быстрее темп музыки, тем большее количество движений должно под неё выполняться, тем интенсивнее физическая нагрузка. Помимо согласования музыки с движением, следует учитывать активизирующее воздействие быстрой музыки на психику занимающихся и протекание обменных процессов. В свою очередь, музыкальное сопровождение в спокойном темпе (60-80 уд. мин) влияет успокаивающе, снижает эмоциональное напряжение.

Важным компонентом воздействия на человека является тембр музыки. Известно, что звучание различных инструментов за счёт тембра своего звучания по-разному воздействует на психические и физические процессы в организме человека. Это обусловлено тем, что каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр звучания, свою частоту диапазона.

Звучание высокочастотных инструментов (флейта, скрипка, челеста и другие) в медленном и среднем темпах оказывает позитивное влияние на головной мозг человека (снижает перевозбуждение коры головного мозга), его нервную и дыхательную системы, а в сочетании с плавными, специально подобранными упражнениями может способствовать коррекции биополя.

Ритмичное звучание инструментов, имеющих более низкий тембр звучания (средний регистр) в темпе от 120 до 180 ударов в минуту содействует активизации физических сил организма и активному снятию нервного напряжения и накопившейся агрессии. При этом они оказывают оздоровительное воздействие на мочеполовую сферу, что чрезвычайно важно для здоровья репродуктивной сферы молодых девушек и женщин.

Звучание низких струнных и барабанов в умеренном темпе традиционно используется для введения человека в изменённое состояние сознания – транс. При умелом использовании этого средства можно оказывать весьма благоприятное воздействие на психику человека, но если педагог не владеет в полной мере этим аспектом профессиональной деятельности, экспериментировать с введением занимающихся в трансоподобное состояние не следует, так как последствия могут быть не прогнозируемы.

Представляя краткий обзор наиболее широко известных фактов в области влияния средств музыкальной выразительности на человека, необходимо особо подчеркнуть, что, в большинстве случаев, они сочетаются друг с другом и их взаимовлияние также надо учитывать.

Рассматривая подбор музыкального сопровождения в занятиях физической культурой с девушками и женщинами, можно отметить некоторые особенности.
Этот контингент занимающихся имеет определённый жизненный и музыкальный опыт, сформированные предпочтения и особенности восприятия музыки.

Так, осуществляя подбор музыкального сопровождения, представляется целесообразным учитывать личностные предпочтения занимающихся и корреляции их положительных эмоций, связанные с тем или иным музыкальным произведением в прошлом опыте, с трансфером положительных эмоций на данный момент времени.

Это является довольно важным моментом, так как в ряде медицинских и психотерапевтических исследований было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма).

Интервьюирование молодых девушек и женщин (до 25 лет) показал, что им нравится заниматься под клубную музыку и зарубежные хиты. При этом, они мотивировали свои предпочтения модой на данные мелодии в молодёжной среде, а также позитивными эмоциями при их прослушивании. Данная музыка является для них своеобразным «якорем», тесно связывающим её на подсознательном уровне с положительными эмоциями, испытанными при прослушивании в клубах, в танцах с любимым человеком.

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что грамотное применение музыкального сопровождения в занятиях со студентками с учётом психофизиологических механизмов влияния музыки на человека, особенностей контингента занимающихся и в соответствии с определёнными требованиями, является важным средством комплексного оздоровления девушек, обеспечения их благоприятного психоэмоционального состояния в процессе физкультурных занятий в вузе.

Список литературы:

  1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии /под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1988.- 204 с.
  2. Дубровин Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов //Физиология человека, 1994.- № 4.- С. 29.
  3. Евсеев, С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений, осуществляющих образоват. деят. по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура. - М.: Советский спорт, 2000.- 240 с.
  4. Коджаспиров Ю.Г. Организационные формы и методические особенности ее использования (Функциональная музыка на уроках физической культуры в школе) //Физическая культура в школе. - 1987. - № 1, № 2, № 4.
  5. Коджаспиров Ю.Г. Новые грани исторического союза спорта и музыки (история и современность) // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. - Вып. 5. - С. 64 – 78.
  6. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в музыкальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений,– М., 2001. – 248 с.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 1999.- 226 с.
  8. Рудестам К. Групповая психотерапия.- 2-е междунар. изд.- М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006.- 376 с.
  9. Сайкина Е.Г. , Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2008.- № 4 (38).- С. 68 – 71.
  10. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение в физической культуре: Учеб.- метод. пособ.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.- 107 с.
  11. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.- М., 1998.- 363 с.