Психофизиологические механизмы воздействия музыкально-танцевальной терапии

версия для печативерсия для печати
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА ОРГАНИЗМ И ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА

Влияние музыки на организм человека

Авторы:
Ю.В. Смирнова, Е.Г. Сайкина
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Современный этап развития цивилизации характеризуется тенденцией к синтезу, интегративности. Это проявляется в самых различных аспектах бытия. В мировой культуре, политике и экономике всё больше преобладают идеи глобализации, взаимопроникновения различных культур, формирования единого экономического пространства и т.д. В науке возникают новые научные направления, базовой основой которых является некий интеграл нескольких предыдущих, например, таких, как культурология, объединившая в себе историю, философию, социологию и т.д.

Таким образом, происходит интеграция научных достижений, методов и подходов из одних областей науки в другие. Во многих случаях это обусловлено тем, что сегодня человек как предмет научного познания рассматривается в контексте неразрывного единства его духовного и телес-ного, психического и физического начал.

Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций также трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук. Следует особо отметить, что преобразования в сфере физической культуры, как и в любой отрасли научного знания, обусловлены не только развитием её теоретико-методологических основ, но и запросами практики.

Так, существенное снижение уровня физического и психического здоровья населения, в том числе – детей и подростков, определяет актуальность поиска новых оздоровительных технологий, способствующих решению данной проблемы за счёт воздействия не только на тело, но и психику человека.

В этом ракурсе может быть целесообразным изучение и внедрение в практику физической культуры достижений в области музыкотерапии и танцевальной терапии.

Это возможно за счёт того, что, наряду с физическими упражнениями, музыка и танец являются средствами физической культуры и исторически связаны со всеми её видами. Без музыкального сопровождения, танцевальных упражнений невозможно проведение спортивных праздников, конкурсов, шоу, фестивалей, соревнований по некоторым видам спорта, обязательных и добровольных занятий физическими упражнениями как у детей, так и у взрослых.

На сегодняшний день доказано, что использование музыки и танца является мощным инструментом воздействия на физическое и психологическое состояние занимающихся, но может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект. Соответственно, грамотное и осознанное применение для комплексного решения задач оздоровления занимающихся музыки и танца требует от педагога специальных знаний. Именно в этом ракурсе могут представлять научный и практический интерес достижения в области арт-терапии и их интеграция в физическую культуру.

Воздействие на организм и психику человека средств искусства изучалось в течение тысячелетий. Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания – от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области. Следует отметить, что в арт-терапии воздействие музыки и танца в большей степени, ориентировано на достижение занимающимися психологического комфорта и изучается раздельно.

На основании анализа литературных источников, выявлено, что на сегодняшнем этапе учёные выделяют музыкальную терапию (или музыкотерапию) (С.В. Шушарджан, 1998; В.И. Петрушин, 1999, 2001; Г.Г. Декер-Фойгт, 2003 и др.) и танцевальную (или телесно-ориентированную) терапию (Т.А. Шкурко, 2003; Ю. Андреева, 2005; К. Рудестам, 2006 и др.).

Применение средств и методов музыкально-танцевальной терапии в физкультурных занятиях может иметь следующую практическую значимость:

  • возможность реализации на более широкой основе идеи гармоничного воспитания личности каждого человека через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
  • грамотный, целенаправленный подбор музыкального сопровождения для всех видов занятий физической культурой под музыку в соответствии с поставленными задачами оздоровительного воздействия для повышения его эффективности;
  • включение в занятия специальных танцевальных упражнений, способствующих не только решению задач повышения физических кондиций и развитию двигательных навыков, но и снятию психологического напряжения, агрессии, а также повышению коммуникативных навыков занимающихся.

Однако следует отметить, что средства музыки и танца являются достаточно тонким и сложным инструментом воздействия на человека. Для того, чтобы специалисты по физической культуре могли успешно применять их на практике, необходимо понимание основ психофизиологических механизмов этого воздействия.

В медицинской и биологической физике музыка рассматривается в области акустики как определённая совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильный компоненты. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов [3].

Нормальное человеческое ухо воспринимает довольно широкий диапазон интенсивностей звука: так, например, на частоте 1 кГц от Io = 10 - 12Вт/м2 или po = 2 х 10 - 5 Па (порог слышимости) до Imax = 10Вт/м2 или pmax = 60 Па (порог болевого ощущения). При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности, в корковых структурах головного мозга [7].

Специальные физиологические исследования (Д.А. Дубровин, 1994; С.В. Шушарджан, 1998; Б.В. Гладков, 1999 и др.), выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

На основании исследований ряда авторов (Л.С. Брусиловского, 1988; В.И. Петрушина, 2001; С.П. Евсеева, 2005 и др.), можно указать следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки: а) катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); б) облегчение осознания собственных переживаний; в) конфронтация с жизненными проблемами; г) повышение социальной активности; д) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; е) облегчение формирования новых отношений и установок.

В соответствии с этим, учёные (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, 2001; К. Рудестам, 2006 и др.), пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.

В занятиях физическими упражнениями музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим отреагирование подавленных эмоций – радости, страха, агрессии и т.д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями, на что указывают работы авторов, изучавших возможности применения музыки в физической культуре и спорте (Э.А. Куду, 1975; Т.С. Ротерс, 1989; Л.П. Сербина, 2001; Ю.Г. Коджаспиров, 1990, 2004 и др.).

Необходимо подчеркнуть, что в физкультурной практике музыка вне выполнения двигательных действий используется не так часто. Гораздо чаще она сопровождает процесс выполнения упражнений, и, в первую очередь, танцевального характера. Применение средств и методов танцевальной терапии имеет свои особенности и требует отдельного изучения.

Рассматривая механизм психофизиологического воздействия танцевальной терапии мы опирались на теорию Моше Фельденкрайза [8], который сформировал свою собственную систему работы с телом.

Согласно его теории, главная задача работы с телом направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые нарушены за счёт дурных привычек напряжения и других негативных факторов. По его мнению, цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

М. Фельденкрайз указывает, что возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности. При этом М. Фельденкрайз обнаружил, что человек может достичь чрезвычайно расширенного осознания и становится способен пробовать новые сочетания движений, невозможные ранее. Этот принцип согласуется с законом Вебера-Фехнера, утверждающим, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу.

Помимо воздействия на тело, танец может оказывать влияние и на психологическое состояние занимающихся. Как указывает К. Рудестам (2006), танцевальная терапия подразумевает решение следующих пяти основных задач:

  1. Углубление осознания занимающимися собственного тела и возможностей его использования;
  2. Усиление чувства собственного достоинства у занимающихся путём выработки у них более позитивного образа тела;
  3. Развитие социальных навыков посредством приобретения занимающимися соответствующего, и притом, что немаловажно, приятного опыта;
  4. Помощь занимающимся во вступлении в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями;
  5. Установление коммуникативных связей между занимающимися посредством невербальных форм общения.

Анализируя механизмы воздействия и задачи музыкальной и танцевальной терапии, можно констатировать, что они близки по духу задачам физической культуры, что позволяет сделать вывод о возможности интеграции средств и методов как музыкальной, так и танцевальной терапии в физкультурно-оздоровительную практику. Наиболее же перспективным представляется комплексное применение их средств и методов, то есть интегрирование в музыкально-танцевальную терапию.

Вместе с тем, возникает вопрос о корректности употребления термина “терапия” в тезаурусе физической культуры. Безусловно, его использование в большей степени приемлемо в медицине, однако исследование многочисленных зарубежных и отечественных источников (более 70-ти), ретроспективный анализ, позволяет сделать вывод, что существуют многовековые традиции определения процесса применения музыки и танца для воздействия на организм и психику человека понятиями “музыкотерапия” и “танцевальная терапия”.

В связи с тем, что нами предлагается интеграция средств и методов из указанных областей научного знания, имеющих свой сложившийся понятийный аппарат, можно предположить, что интеграция уже существующего в науке термина наиболее целесообразна. Однако, это не исключает возможности привнесения в определение данного понятия уточнений, отражающих специфику его применения в физической культуре.

Таким образом, дальнейшее изучение музыкально-танцевальной терапии, определение её возможностей и психофизиологических механизмов воздействия на организм и психику человека позволяет выявить перспективы дальнейших исследований в этой области и их применение их результатов в существующую практику физкультурных занятий.

Список литературы:

  1. Андреева, Ю. Танцевальная терапия /Ю. Андреева.- М., СПб.: Диля, 2005.- 247 с.
  2. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии /Л.С. Брусиловский, под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1988.- 204 с.
  3. Гладков, Б.В. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда. Научный доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени кандидата технических наук. Защита состоялась в Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики (Техническом университете) 17 октября 1995 г.
  4. Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт.-СПб.: Питер,2003.-208 с.: ил. (Серия “Золотой фонд психотерапии”)
  5. Дубровин, Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов /Д.А.Дубровин //Физиология человека, 1994.- № 4. - С. 29.
  6. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в музыкальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001. – 248 с.
  7. Ремизов, А.Н. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов/ А.Н. Ремизов, А.Г. Максина, А.Я. Потапенко.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 560 с.: ил.
  8. Рудестам, К. Групповая психотерапия /К. Рудестам.- 2-е междунар. изд.- М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006. - 376 с.
  9. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / Ред.-составитель В.Ю. Баскаков.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.- 192 с. (серия “Телесно-ориентированная терапия”).
  10. Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг /Т.А. Шкурко. - СПб.: Речь, 2003. – 289 с.
  11. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма, М - 1998 г., 363 с.

Материал опубликован в сборнике: Развитие физической культуры и физкультурного образования в новых социокультурных условиях: матер. науч.- практ. конф. «Герценовские чтения», посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена.- СПб.: Стратегия будущего, 2007.- С. 266 – 271.