Воздействие музыки на женщин занимающихся фитбол-аэробикой

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ

Музыка на заниятиях фитбол-аэробике

Автор:
Ю.В. Смирнова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург

Как известно, во все времена, начиная с древнейших и по нынешний день, наибольшая психологическая нагрузка приходится на женщин. Оздоровление женщин является одной из первоочередных задач современного общества, ибо здоровая мать - залог появления на свет и воспитания здорового ребёнка, а значит и будущего здоровья нации.

В данной ситуации как никогда актуальным является поиск оптимальных технологий, решающих задачи комплексного оздоровительного воздействия на женский организм и психику.

Одним из новых направлений, способным эффективно решать поставленные задачи является фитбол-аэробика или «Танцы на мячах».

Этот вид не только оздоравливает занимающихся физически, но и способствуют улучшению их психологического состояния, что обусловлено спецификой воздействия самого снаряда, который не только оказывает положительное влияние на организм, но и вызывает значительный интерес и положительные эмоции. Психологическое воздействие оказывает цветовая гамма мячей - яркие, красные - оранжевые тона - эрготропное, холодные - синие, зелёные, голубые - трофотропное, вибрация на мяче также несёт свой оздоровительный эффект для психики - быстрая вибрация - активизирующий, возбуждающий, ускоряющий скорость протекания психических процессов, а медленная вибрация - успокаивающее, расслабляющее. Нет ни одного вида занятий физическими упражнениями, обладающего столь широким спектром воздействий на человека. Уникальность фитбол-аэробики заключается в сочетании совместной работы двигательного, вестибулярного, зрительного, тактильного, слухового анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на фитболах, что усиливает положительный эффект в геометрической прогрессии.

Занятия этим видом невозможны без музыки, что предъявляет определённые требования к музыкальному обеспечению занятий.

Известно, что музыкальное сопровождение на занятиях играет значительную роль в создании благоприятного психологического настроя, снятия нервного напряжения, повышения эмоционального и физического тонуса и позитивно воздействует на оздоровление организма в целом.

С древнейших времён и до наших дней изучалось воздействие музыки на психику, физическое состояние человека и его поведение, её целительные возможности известны людям с глубокой древности. Об этом свидетельствуют и старинные тексты великих письменных культур, и этнографические исследования медицинских традиций в бесписьменных обществах, до сих пор существующих в отдалённых уголках нашей планеты.

Музыкотерапия успешно развивалась в Китае и в Древней. В Ведах, одно из собраний текстов посвящено ритуальной музыке. В Библии в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике.

В XVII-XVIII веках в Европе наметился значительный прогресс естествознания и она изучалась с позиций физиологии. Прежде всего, исследовались реакции организма на прослушивание музыкальных произведений - изменение пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от высоты и силы звука, тембра, тональности.

В России музыкотерапия вошла во врачебную практику с середины XIX века. Так, например, известный хирург академик Б.В. Петровский использовал её во время сложных операций, отмечая, что под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. И.М. Догель, фармаколог, исследовавший действие лекарств на сердечно-сосудистую и нервную системы, также свидетельствовал, что под воздействием музыки меняется кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания.

И.М. Сеченов указывает на связь слухового и мышечного анализаторов. На этом же принципе тесной связи эмоциональных переживаний и напряжения мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна.

В наши дни наблюдается развитие направления музыкальной и танцевальной психотерапии, впитавшее в себя весь лучший опыт, накопленный жрецами, философами, врачами и психологами за последнее тысячелетие.

Российским учёным в ходе исследований удалось выделить диапазон и амплитуду частот, излучаемых здоровой клеткой человеческого организма. Суть данного метода состоит в воздействии этими частотами и создании колебаний, характерных для здоровой клетки живого организма. Таким образом, достигается передача исцеляющей информации на клеточном уровне, а также положительный психологический результат.

Многие авторы, изучавшие применение музыки в занятиях физической культурой (А.Г. Брыкин, 1971; В.А. Кручинин, 1974; Ю.Г. Коджаспиров, 1986; Т.Т. Роттерс, 1989 и другие) отмечают, что музыкальное сопровождение способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Также доказано, что применение музыки на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия, а также ускоряет процессы овладения техникой движения.

Воздействие на организм человека зависит от характера музыкального произведения и воспринимается через темп, ритм, акценты, динамические оттенки, тембр.

Важнейшим средством музыкальной выразительности является ритм. Доказано, что ритмичные звуки воздействуют на глубинные структуры мозга, а, следовательно, действуют на психику слушателей. На самом раннем этапе развития человечества музыка состояла практически только из ритма.

Чёткий ритм музыки (преимущественно – пунктирный), выраженные акценты являются одним из самых сильных возбудителей эмоций. Под его влиянием активизируются физиологические и психические процессы в организме человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, активизируется обмен веществ, ускоряется расщепление гликогена, повышается активность органов чувств.

Каждому двигательному действию присущ свой специфический ритм, представляющий закономерное чередование прилагаемых мышечных усилий, разных по величине. Оптимальный ритм является основой эффективности двигательной деятельности человека. Подбор музыкального произведения с соответствующим двигательному действию ритмом существенно облегчит выполнение упражнения занимающимся и улучшит результат.

Также важное значение имеет темп музыкального произведения. Чем быстрее темп музыки, тем большее количество движений должно под неё выполняться, тем интенсивнее физическая нагрузка. Помимо согласования музыки с движением, следует учитывать активизирующее воздействие быстрой музыки на психику занимающихся и протекание обменных процессов. В свою очередь, музыкальное сопровождение в спокойном темпе (60-80 уд. мин) влияет успокаивающе, снижает эмоциональное напряжение.

При составлении упражнений следует также учитывать динамические оттенки, которые имеют своё значение. Усиление звучания (creschendo) следует соотнести с усилением или ускорением движения, увеличением амплитуды, а затихание (diminuendo) - с ослаблением или замедлением движения. Это позволит не только максимально грамотно и эстетично выразить музыку через движение, но и поможет выполнению самого упражнения.

Важным компонентом воздействия на человека является тембр музыки. Известно, что звучание различных инструментов за счёт тембра своего звучания по-разному воздействует на психические и физические процессы в организме человека. Ещё в древнем Китае была подробно разработана идея соответствия между звучанием определённых музыкальных инструментов и физическим и психологическим здоровьем человека. Это обусловлено тем, что каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр звучания, свою частоту диапазона.

Звучание высокочастотных инструментов (флейта, скрипка, челеста и другие) в медленном и среднем темпах оказывает позитивное влияние на головной мозг человека (снижает перевозбуждение коры головного мозга), его нервную и дыхательную системы, а в сочетании с плавными, специально подобранными упражнениями может способствовать коррекции биополя.

Ритмичное звучание инструментов, имеющих более низкий тембр звучания (средний регистр) в темпе от 120 до 180 ударов в минуту содействует активизации физических сил организма и активному снятию нервного напряжения и накопившейся агрессии.

Звучание инструментов нижнего регистра, ритмичные звуки барабана, согласно китайской традиции, оказывают оздоровительное воздействие на мочеполовую сферу, что особенно важно для женщин.

С времён древнейших мистерий Диониса, Кибеллы, Гекаты в ритуальных танцах жриц использовалось сочетание активных движений бёдер, таза с ритмичной музыкой в исполнении инструментов низкочастотного звучания, что в значительной степени способствовало оздоровлению женского организма, его репродуктивной функции, а также имело и своё психотерапевтическое воздействие. Как отмечалось в древних рукописях, в процессе ритуальных танцев танцовщицы входили в состояние религиозного экстаза, что позволяло выплёскивать накопившуюся агрессию, подавленные эмоции через движение, делало женщину уверенной в себе и привлекательной. Этот аспект не потерял своей актуальности и в наши дни и должен учитываться при составлении фитнесс-программ для женщин.

В подготовительной части занятий фитбол-аэробикой следует применять музыкальное сопровождение для организации занимающихся, активизирующее внимание и способное настроить организм на ритм тренировочного процесса. Целенаправленно подбираемая инструктором музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Возникающая при этом гармония музыки и пластики тела доставляет занимающимся эстетическое удовольствие, повышает интерес и удовлетворённость от выполняемой физической работы.

В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания выполняемым упражнениям. Как правило, темп увеличивается в зависимости от режима работы: от 130 –140 акцентов в минуту (аэробный) до 150-160 акцентов в минуту (анаэробный). В основной части занятия музыка должна быть подобрана с чётким ритмическим рисунком, удобным для выполнения вибрации на мяче, с учётом того, что сильные доли ассоциируются у занимающихся с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабые - с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

В заключительной части занятия применяются музыкальные произведения, способствующие отдыху, снятию утомления и восстановлению сил. Темп должен быть от 60 до 100 акцентов в минуту, звучание - негромкое, в пределах 60 - 70 Дб. Не следует заканчивать занятие произведениями, звучащими в нижнем регистре, так как внутреннее состояние женщин, их энергетика должны быть гармонизированы частотами среднего или верхнего регистров.

При подборе музыкального сопровождения возможно учитывать и применять один из методов нейро-лингвистического психопрограммирования, так называемый метод «якоря» (Э. Цветков, 1994). «Якорь» может использоваться в оздоровительных занятиях в целях музыкального обеспечения оздоровительной программы по личностным предпочтениям занимающихся и корреляции положительных эмоций, связанных с тем или иным музыкальным произведением в прошлом опыте индивида и их трансфер в момент выполнения упражнений.

В контексте вышеизложенного нами было проведено анкетирование женщин, занимающихся фитбол-аэробикой, с целью выявить эффективность занятий и роль музыкального сопровождения в улучшении их психологического состояния.

Анализ анкет показал, что посещение занятий у 100% опрашиваемых повышает настроение, улучшает психологическое состояние, при этом 83,3% респондентов отмечают значительную роль музыкального сопровождения в качестве одного из основных факторов, влияющих на их настроение, желание заниматься.

Также было проведено ранжирование популярности различных музыкальных стилей. В результате было выявлено, что наибольшей популярностью у женщин старше 35 лет пользуются: музыка в стиле диско - 83,3%, фольклор - 75%, отечественную поп-музыку и современные обработки хитов прошлых лет предпочитают 66,7% респондентов. Свои предпочтения большинство из них мотивировали значимостью для них смысловой нагрузки, образности песни, а также воспоминания о прошлом, ощущение возврата в юность. Наименьшее количество женщин данного возраста хотели бы заниматься под классическую музыку - 8,3 % и клубную музыку (нон-стоп) - 16,6 %.

В то же время интервьюирование молодых девушек и женщин (до 25 лет) показал, что им нравится заниматься именно под клубную музыку и зарубежные хиты. Они мотивировали свои предпочтения как модой на данные мелодии в молодёжной среде, так и положительными эмоциями, испытанными при прослушивании на дискотеках, в танцах с любимым человеком.

Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения метода «якоря» в оздоровительных занятиях и, в частности, в занятиях фитбол-аэробикой.

Хочется подчеркнуть, что на практике удачный подбор музыкального сопровождения в значительной степени стимулирует у занимающихся желание красиво, с максимально им доступной амплитудой выполнять даже трудные упражнения.

Положительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательных способностей, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний, в возникновении сильных эмоциональных переживаний и стремления к творчеству.

Таким образом, с помощью средств музыкальной терапии можно влиять на психику человека, регулировать деятельность самых различных органов и систем человеческого организма, а также повышать интерес к занятиям фитбол-аэробикой.

Знания и умения в области музыкальной терапии способны значительно повысить уровень профессионального мастерства инструктора по фитбол-аэробике и оптимизировать эффективность занятий.

Список использованной литературы:

  1. Блаво Р. Музыка здоровья. Современные методы исцеляющего воздействия и древние традиции музыкотерапии. - Спб.: ДИЛЯ, 2002.-288 с.: ил.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М. :Владос, 1999,с.10
  3. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь, 2003.- с. 28-29.
  4. Цветков Э.А. Тайные пружины человеческой психики. - СПб.: Лань,1994.

Материал опубликован в сборнике: Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: сб. матер. Всерос. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. Ч. 2.- С. 46 – 52.