You are hereПсихология физического воспитания и спорта / Психологическая подготовка парашютиста / Эмоциональные состояния и индивидуальные особенности парашютистов

Эмоциональные состояния и индивидуальные особенности парашютистов


By admin - Posted on 02 February 2010

версия для печативерсия для печати
Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

Прыжки с парашютом

Сила и характер эмоциональных переживаний, их влияние на произвольные действия при выполнении парашютного прыжка определяются уровнем тренированности и индивидуально-психологическими особенностями спортсмена. Последние включают в себя тип высшей нервной деятельности, особенности развития и воспитания, а также состояние нервно-психического и физического здоровья.

Медицинское обеспечение и контроль за обучением, ознакомительными и тренировочными прыжками, психологическое наблюдение спортсменов в повседневной жизни позволяют в общих чертах наметить связь

видов предпрыжковых эмоциональных состояний с индивидуально-психологическими особенностями парашютистов.

Вид предпрыжкового эмоционального состояния в большой степени определяется типом нервной системы спортсмена, его темпераментом. Предварительно установлено, что у хорошо подготовленных парашютистов с чертами сангвинического темперамента, высшая нервная деятельность которых характеризуется сильными, подвижными и достаточно уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предпрыжковые эмоциональные состояния, как npaвило, принимают вид «боевого возбуждения». Отклонения от этого состояния в виде "стартовой лихорадки" или же «апатии» могут наступить вследствие недостаточной наземной подготовки, утомления.

У спортсменов с признаками холерического темперамента вследствие неуравновешенности сильных и подвижных основных нервных процессов эмоциональное состояние перед прыжком чаще выливается в «стартовую лихорадку» и быстро переходит в «стартовую апатию». Выведенные из состояния заторможенности они вновь проявляют повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность, разговорчивость, обшительность. У опытных парашютистов с холерическим темпераментом эмоциональные переживания при выполнении прыжков носят ярко выраженный стенический характер. Их действия отличаются решительностью и своеобразной удалью, нередко граничащей с беспечностью. Инструктору в таких случаях приходится прилагать не мало усилий, чтобы привить ту безукоризненную дисциплинированность в воздухе, без которой немыслим парашютный спорт. Хорошая работоспособность, быстрота и решительность действий в меняющейся обстановке, инициативность, присущие холерическому темпераменту, весьма ценны в парашютном спорте, если эти черты характера сочетаются с высокими волевыми и морально-политическими качествами.

Парашютист флегматического темперамента обращает внимание своей невозмутимостью, размеренностью и кажущейся медлительностью действий. В предстартовом периоде у таких начинающих спортсменов можно заметить отдельные признаки внутреннего напряжения. Однако поведение этих людей не отличается торопливостью и излишней суетой. Наоборот, с ростом эмоционального напряжения они становятся все менее разговорчивы, а их движения скупы и лаконичны.

Выраженные формы предстартового эмоционального состояния в данном случае, как правило, сопровождаются всеми признаками «стартовой апатии». В процессе тренировок эмоциональная реакция на прыжок постепенно меняется, все больше приобретает вид умеренного «боевого возбуждения». Среди спортсменов-парашютистов ярко выраженный меланхолический вид темперамента почти не встречается. Тип высшей нервной деятельности этих лиц настолько неблагоприятен, что они отрицательно относятся к cnорту вообще и тем более к парашютному.

"Меланхолический темперамент есть явно тормозимый тип нервной системы, — писал И.П. Павлов. — Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное".

Трудно, конечно, представить себе спортсмена с типичными чертами описанного характера. Однако в единичных случаях приходится наблюдать начинающих парашютистов с крайне неблагоприятными особенностями типа нервной системы, для которых прыжок является непосильной задачей.

Пониженный тонус коры, инертность высшей нервной деятельности, ослабление -раздражительного и преобладание тормозного процесса, явное преимущество первой сигнальной системы в ее взаимодействии со второй, повышенная эмотивность вследствие ослабления коры по отношению к подкорке - весь этот комплекс неблагоприятных условий способствует чрезмерному, бесконтрольному проявлению пассивно-оборонительного рефлекса на фактор высоты. У таких парашютистов не может быть устойчивой доминанты с положительным отношением к парашютному спорту. Поэтому они часто ожидают не столько самого прыжка, сколько быстрейшего окончания связанных с ним неприятных переживаний.

Характерен вид этих парашютистов. Перед ознакомительным прыжком они бледны, молчаливы, малоподвижны, сидят, уставившись в одну точку, односложно или же вовсе не отвечают на вопросы. Нередко их внимание можно привлечь только после повторных обращений. Все это свидетельствует о наличии у них выраженного коркового торможения, которое влечет за собой аффектогенное сужение сознания в момент отделения от летательного аппарата и при свободном падении.

Из этого же контингента появляются лица, которые не могут волевым усилием подавить охвативший их страх и отказываются от прыжка. В данном случае интенсивно развиваюшееся корковое торможение приводит к угнетению приобретенных ранее спортивных навыков, снижает контролирующую и организующую роль сознания и воли. В результате начинают выступать во всей своей «красе» инстинктивные реакции, бессмысленное, неудержимое, паническое поведение.

Накладывая тот или иной отпечаток на вид предпрыжковой эмоциональной реакции, тип высшей нервной деятельности не является единственной причиной, предопределяющей ее силу. В решающей степени она зависима от имеюшегося жизненного опыта, характера воспитания, степени подготовленности спортсмена к прыжку, уверенности в безотказной работе парашюта и, наконец, большую роль играет новизна, необычность обстановки парашютирования, вызывающая непривычна сильные и новые ощущения.

В этом отношении интересны высказывания врача английских воздушно-десантных войск Г. Познера. По его наблюдениям, у горцев, приученных с детства к повседневному восприятию высоты, эмоциональная реакция на парашютные прыжки бывает менее выраженной.

В работах В.П. Ломоносова (1960 г.) показано, что для парашютистов с благоприятным видом темперамента, но получивших неправильное, «оранжерейное» воспитание, физически плохо подготовленных, фактор высоты представляет чрезвычайный раздражитель, который вызывает устойчивый и сильный пассивно-оборонительный рефлекс.

Инструктор и врач, обслуживающие парашютистов, должны выяснить причины необычной реакции на прыжок. Отклонения в эмоциональном состоянии, вызванные особенностями типа нервной системы, своеобразием темперамента (преимущественно врожденными свойствами личности), трудно поддаются исправлению педагогическими средствами и методами. Там же, где выраженность предпрыжковой эмоциональной реакции обусловлена дефектами воспитания, соответствующие педагогические мероприятия всегда могут увенчаться успехом. Поэтому индивидуальный подход к начинающему парашютисту должен учитывать все вышеперечисленные моменты.

Наряду с решением этих вопросов в подготовке спортсмена необходимо уделять большое внимание принципу последовательности, максимально приближая условия наземных тренировок к обстановке реального парашютирования. Последнее очень важно и требует особого рассмотрения.

Еще в 1919 году М.М. Губергриц экспериментальным путем доказал, что сложные дифференцировочиые рефлексы нельзя выработать сразу, так как при этом перенапряжение тормозного процесса ведет к «краху дифференцировки» — срыву высшей нервной деятельности — неврозу. При постепенном переходе от более легких задач к более сложным такие рефлексы вырабатываются легко. И.П. Павлов по этому поводу говорил: «Всякая новая функция, вступая в работу, уравновешивается со всей остальной деятельностью организма. Если что новое вводить резко, то это может повести к нарушению всей деятельности. Еще Губергрицем было установлено преимущество постепенности при выработке тонких дифференцировок. Итак, ко всему новому и трудному следует подходить постепенно». Это положение должно лежать в основе тренировок в любом виде спорта, тем более важно соблюдать его при подготовке начинающих спортсменов-парашютистов.

Учитывая тип нервной деятельности парашютиста, - надо помнить об огромной роли тренировок, вносящих желательные коррекции в особенности типа. Так, например, спортсмен со слабым типом нервной деятельности, но с хорошо воспитанной стойкой спортивной целеустремленностью достигает многого и добьется больших успехов в парашютном спорте, чем сильный тип, лишенный этой целеустремленности. Точно так же предпрыжковая эмоциональная реакция у человека со слабым типом нервной деятельности будет умеренной, если он прошел хорошую психологическую и общепарашютную подготовку. Наоборот, плохая подготовка с любым типом нервной системы может быть причиной не только чрезмерно выраженной предпрыжковой эмоциональной реакции, но и отказа от предстоящего прыжка.

Становление характера человека происходит в процессе деятельности. В свою очередь, характер накладывает своеобразный отпечаток на то, как выполняется та или иная работа. В ее результатах, как в зеркале, отражаются индивидуально-психологические особенности человека. Более выпукло они проявляются в ситуациях, связанных с большой ответственностью, включающих некоторые элементы опасности и риска.

Именно такой деятельностью являются первые парашютные прыжки. И уже в процессе наземной подготовки инструктор получает возможность с достаточной полнотой определить сильные и слабые места своих воспитанников.

Зная же индивидуальные особенности начинающего спортсмена, инструктор заранее может предвидеть, каким образом он будет реагировать на предстоящий прыжок. Это позволяет своевременно вносить необходимые поправки в индивидуальную работу с парашютистом, принимать своевременные педагогические меры для уменьшения предпрыжковой эмоциональной реакции, а значит повышать качество выполнения тех задач, которые поставлены перед спортсменом на данном этапе обучения.

Список использованной литературы:

  1. Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. Под ред. полковника медицинской службы А.Е. Мазина. М.: ДОСААФ, 1966. - 126 с. Подробнее.