Обучение способам плавания занятие 1

Обучение плаванию

Опубликовала: Наташка http://www.fizkult-ura.ru

Прежде чем приступить к обучению способам плавания, необходимо проверить плавательную подготовленность занимающихся. Это помогает в дальнейшем эффективно использовать принцип индивидуального подхода, что способствует более успешному обучению.

ЗАНЯТИЕ 1

Содержание:
1. Ознакомление с правилами поведения и мерами безопасности на воде.
2. Ознакомление со спортивными способами плавания.
3. Проверка плавательной подготовленности обучаемых.

4. Разучивание упражнений для освоения с водой.
Место проведения: бассейн, открытый водоем.
Оборудование и инвентарь: поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка.

Подготовительная часть (на суше) — 7 мин.

1. Построение, расчет группы — 1 мин.
Построить обучаемых по росту в одну шеренгу. Путем опроса выявить не умеющих плавать. Перестроить обучаемых так, чтобы вначале стояли (по росту) умеющие плавать.

2. Объяснение содержания занятия — 2 мин.
Рассказать о правилах поведения на воде и мерах безопасности. Особое внимание обратить на вход в воду и выход из нее, на поведение во время занятий. Разделить обучаемых на пары для наблюдения друг за другом во время занятия.

3. Ознакомление с оборудованием и инвентарем — 4 мин.
Показать способ крепления поплавка на теле. (Поплавок в виде полужилета надевается на грудь, а в виде резинового круга — через ноги на пояс. При этом шнур для крепления поплавка к тренажеру должен быть сзади.) Дать команду, по которой обучаемые должны надеть поплавки. Дать команду для снятия поплавков.

Основная часть (на суше и в воде) — 36 мин.

Ознакомление со спортивными способами плавания — 2 мин.
Показ (в среднем темпе):
Во время показа дать краткую характеристику каждого способа плавания, соблюдая следующую очередность: брасс, дельфин, кроль на спине, кроль на груди. Показ осуществляется либо руководителем занятия, либо его помощником (хорошим пловцом). Можно использовать плакаты по технике плавания. При обучении с помощью программных установок демонстрируется видеозапись.

Проверка исходной плавательной подготовленности обучаемых - 13 мин.

Плавательная подготовленность каждого обучаемого определяется расстоянием, которое он может проплыть без остановки. Для этого обучаемый по команде руководителя входит в воду, отталкивается ото дна или бортика и начинает плыть. Все действия на воде выполняются только по командам руководителя. Первыми начинают плыть умеющие плавать. После проверки следует выйти из воды и хорошо растереться полотенцем.

При проверке плавательной подготовленности длинный бортик бассейна, водной станции разметить через каждый метр. Подготовить спасательные средства (круги, шест). Проверку производить по одному человеку. Плыть только вдоль берега или бортика бассейна на мелком месте. Оценка плавательной подготовленности каждого (количество метров, которые он смог проплыть) записывается в журнал занятий.

Вход в воду — 1 мин.
Войти в воду. Стать в одну шеренгу на мелком месте, у бортика.

Разучивание упражнений для освоения с водой — 20 мин
Продвижение по дну с выполнением гребков руками — 4 мин.
Показ по разделениям (в медленном темпе) — 0,5 мин:
«И. п. — стоя наклонившись, руки под водой вытянуты вперед, подбородок — в воде». «На счет «ра-а-аз» сделать медленно гребок руками перед собой и шаг левой ногой вперед, подбородок из воды не поднимать»; «На счет «два-а-а» руки под водой медленно вытянуть вперед, сделать шаг правой ногой вперед».
Показ и выполнение проводить на мелком месте (на открытом водоеме продвигаться вдоль берега). Указать обучаемым шестом-указкой на положение рук и головы.

Ходьба по дну с гребками рук

1. Выполнение по разделениям (в медленном темпе) — 2 мин:
«Принять и. п. — наклониться, руки под водой вытянуты вперед, подбородок — в воде». «Делай ра-а-аз» — сделать медленно гребок руками и шаг левой ногой вперед. Подбородок из воды не поднимать»; Делай два-а-а — руки под водой медленно выпрямить, сделать шаг правой ногой вперед, не сгибать руки в локтях».

Упражнение выполнять всем одновременно. Все движения руками выполняются под водой. При гребке локти держать высоко у поверхности воды, при этом кисти опущены вниз. Обратить внимание обучаемых на важность самоконтроля за выполнением своих движений. «Закончить упражнение. Встать.

2. Показ в целом (в медленном темпе) — 0,5 мин: «И. п. — стоя наклонившись, руки под водой вытянуты вперед, подбородок — в воде». Ра-а-аз — гребок руками и шаг левой ногой»; «Два-а-а — руки вытянуть, шаг правой ногой». «Ра-а-аз»; «Два-а-а». Обратить внимание на то, что движения должны выполняться плавно.

2. Выполнение в целом (в медленном темпе) — 1 мин:
«Принять и. п.» — то же, что в пункте (п.) 2 показа данного упражнения. Команды для выполнения см. там же. Указать обучаемым, чтобы они следили за движениями своих рук, за положением подбородка (не поднимать его из воды).
«Закончить упражнение. Встать».

Разучивание вдоха и выдоха на поверхности воды — 3 мин.
Показ в целом в переменном темпе — 0,5 мин:
«Принять и. п.» — то же, что в п. 2. «Раз — сделать быстро вдох через рот, нижняя губа слегка выпячена вперед»; «Два-а-а — сделать продолжительный выдох через рот, губы округлены, как бы дуть на горячий чай, подбородок из воды не поднимать». Обратить внимание на положение головы и губ.

Выполнение в целом (в переменном темпе) — 2,5 мин:
«Принять и. п.» — см. п. 2. Команды для выполнения — те же, что в показе данного упражнения. При необходимости помочь исправить ошибки, используя шест-указку. «Закончить упражнение. Встать».

Разучивание вдоха и выдоха в воду — 5,5 мин.
Показ в целом (в переменном темпе) — 1 мин.
«Принять и. п.» — см. п. 2. «Раз — сделать вдох через рот»; «Два-a-a — опустить лицо в воду до линии волос, глаза открыты, сделать продолжительный выдох через рот. Смотреть вперед (должна быть видна поверхность воды)». «Раз—вдох»; «Два-а-а —вы-дох». Указать на положение губ во время вдоха и выдоха. Обратить внимание обучаемых на то, что после выдоха не следует вытирать руками лицо и глаза.

Вдох и выдох в воду

Выполнение в целом (в переменном темпе) — 2 мин:
«Принять и. п.» — то же, что в п. 2. «Раз — вдох; «Два-a-a — выдох».
Ошибки исправлять индивидуально. «Закончить упражнение. Остаться в и. п.».
При появлении характерных ошибок у большинства обучаемых следует, прервав выполнение упражнения, показать эти ошибки и дать упражнения для их исправления.

Показ ошибок при выполнении вдоха и выдоха в воду (0,5 мин): при вдохе голова отклоняется назад, при выдохе лицо глубоко погружается в воду, глаза закрыты, при этом выдох короткий.
Показ правильного выполнения (0,5 мин): при вдохе подбородок не поднимается из воды, при выдохе лицо опускается в воду до линии волос, глаза открыты, выдох продолжительный.

Выполнение в целом (в переменном темпе) — 1,5 мин: «Принять и. п.». «Раз — вдох»; «Два-a-a— вы-дох». «Вдох — подбородок в воде», «вы-дох — глаза открыты». «Закончить упражнение. Встать».

Всплывание — 2,5 мин.
Показ в целом (в переменном темпе) — 0,5 мин:
«Принять и. п.» — то же, что в п. 2. «Раз—сделать вдох»; «Два-а-а— задержать дыхание, опустить голову, погрузить все тело в воду и всплыть»; «Три-и-и—сосчитать про себя до 10 (при этом глаза открыты) и сделать продолжительный выдох»; «Че-ты-ре — встать». Напомнить обучаемым, что нельзя вытирать руками лицо и глаза. Указать шестом-указкой положение частей тела в воде.

Выполнение в целом (в переменном темпе) — 2 мин:
«Принять и. п.» — см. п. 2. Команды для выполнения — те же, что в показе данного упражнения. При необходимости шестом-указкой помочь исправить ошибки в положении тела.

Скольжение — 5 мин.
Показ в целом (в переменном темпе) — 0,5 мин: «Принять и. п. — чуть присев, подбородок — в воде, руки вытянуты под водой вперед, правая нога упирается в стенку бассейна или в дно». «Раз — сделать вдох»; «Два-a-a—опустить лицо в воду до линии волос, задержать дыхание, оттолкнуться ногой от стенки или дна»; «Три-и-и — скользить в воде при задержке дыхания (считать до 10), сделать выдох»; «Четыре — встать». Показать скольжение с толчка ото дна и стенки. Указать шестом-указкой на положение тела, головы, рук и ног.

Скольжение в воде

Выполнение в целом (в переменном темпе) по командам — 1,5 мин:
Выполнять упражнение поперек бассейна на мелкой части, на открытом водоеме — по направлению к берегу. «Закончить упражнение. Встать».

Выполнение в целом (в переменном темпе) самостоятельно — 3 мин:
«Напра-ВО! Принять и. п.» — см. выше показ данного упражнения. «Выполнять скольжение друг за другом самостоятельно. В колонну по одному, дистанция — 3 м. Потоком. Вперед!» Упражнение выполняется на мелком месте, по кругу. «Закончить упражнение. Встать».

Заключительная часть (на суше) — 2 мин
1. Выход из воды — 1 мин.
2. Построение, расчет группы, подведение итогов занятия — 1 мин.
Построить обучаемых в одну шеренгу (впереди — умеющие плавать) и сделать расчет. Подвести кратко итоги занятия.

Список использованной литературы:

  1. Семёнов Ю.А. Навык плавания - каждому: Из опыта программированного обучения плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с. Подробнее.