Обучение плаванию занятия 2 и 3

Обучению плаванию

Опубликовала: Наташка http://www.fizkult-ura.ru

Содержание: 1. Ознакомление со способом плавания брасс.
2. Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания способом брасс.
3. Плавание брассом.

Место проведения: бассейн, открытый водоем.
Оборудование и инвентарь: поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка.

Подготовительная часть (на суше) — 4 мин.
1. Построение, расчет группы, объяснение содержания занятия — 1 мин.
Построить обучаемых в одну шеренгу (впереди — умеющие плавать). Напомнить правила поведения на воде. Объяснить содержание занятия.
2. Ознакомление обучаемых с частями тела, верхних и нижних конечностей — 1 мин.
Показать на одном из обучаемых части тела, верхних и нижних конечностей, положение стоп.
3. Надевание поплавков обучаемыми и разделение на пары — 1 мин.
Проверить положение поплавков (и шнуров) на теле обучаемых.
4. Вход в воду — 1 мин.

Основная часть (в воде) — 39 мин.

I. Ознакомление со способом плавания брасс — 1 мин. Показ в целом (в медленном темпе):
Во время показа способа плавания рассказать о его прикладном и спортивном значении. Обратить внимание на основные элементы в технике плавания, особенно на положение стоп перед толчком ногами и во время него.

II. Разучивание согласования движений рук и ног (дыхание произвольное на поверхности воды) — 14,5 мин.

1. Показ по разделениям (в медленном темпе), с поплавком — 1 мин:
«И. п. — руки и ноги вытянуты, подбородок — в воде». «На счет «ра-а-аз» — гребок руками, локти высоко»; «На счет «два-а-а» — руки под грудь, пятки к тазу, стопы у поверхности воды, колени на ширине плеч»; «На счет «три-и-и» руки вытянуть, развернуть стопы»; «На счет «четы-ре» потянуться руками, выполнить толчок ногами.

Показ осуществляется с продвижением в воде. Указать положение рук и ног шестом-указкой. Обратить внимание обучаемых на чередование движений рук и ног, на важность самоконтроля за их положением.

1. Выполнение по разделениям (в медленном темпе) с поплавком — 4 мин:
«Принять и. п. — руки и ноги вытянуть, подбородок — в воде». «Делай ра-а-аз — гребок руками, локти высоко»; «Делай «два-а-а»—руки под грудь, пятки к тазу»; «Делай три-и-и —руки вперед, развернуть стопы, положить их на направляющие толчка»;«Делай че-ты-ре — потянуться, толчок ногами».
Обратить внимание обучаемых на вытягивание рук и разворачивание стоп (счет «три») и особенно на толчок ногами (счет «четыре»).
Выполнение упражнений осуществляется с продвижением в воде. Целесообразно плавать поперек бассейна, водной станции, места для обучения плаванию на открытом водоеме.
«Закончить упражнение. Встать».

2. Показ в целом (в медленном темпе) с поплавком — 1 мин:
«Принять и. п.» — то же, что в п. 1 показа данного упражнения. «Pa-a-аз» — гребок руками, ноги вытянуты»; «Два-а-а — руки под грудь, пятки к тазу»; «Три-и-и — руки вытянуть, стопы развернуть»; «Че-ты-ре—потянуться, толчок ногами).
Указать шестом-указкой на положение стоп во время толчка. Обратить внимание на то, что живот должен быть подобран.
«Запомни, во время гребка руками ноги должны быть вытянуты, во время толчка ногами руки должны быть вытянуты».

2. Выполнение в целом (в медленном темпе) с поплавком — 4,5 мин:
«Принять и. п.». Команды для выполнения те же, что в п. 2 показа данного упражнения.

Обратить внимание обучаемых на чередование в движении рук и ног (счет «раз» и «четыре»), на необходимость самоконтроля за их положениями.

«Закончить упражнение. Остаться в и. п. Закрыть глаза и продолжить выполнение упражнения. Все внимание — на движения ног. Ра-а-аз—гребок руками»; «Два-а-а—руки под грудь, пятки к тазу» (в); «Три-и-и— руки вперед, развернуть стопы»; «Че-ты-ре — потянуться, толчок ногами». «Ра-а-аз»; «Два-а-а»; «Три-и-и»; «Че-ты-ре». «Ру-ки», «Ру-ки, пятки», «Ру-ки, сто-пы»; «Потянуться, толчок ногами».

При необходимости шестом-указкой помочь исправить ошибочные положения. «Закончить упражнение. Открыть глаза. Встать».

Показ ошибок и правильного выполнения — 1 мин (показать по одному разу):

А. Показ ошибки при подтягивании пяток к тазу на счет «два»: стопы выходят из воды или колени разводятся широко.
При отсутствии программных установок показ производится руководителем занятия путем демонстрации движений на суше.
Показ правильного выполнения: стопы движутся у самой поверхности воды, колени находятся на ширине плеч.

Б. Показ ошибки при разворачивании стоп на счет «три-и-и» и толчке ногами на счет «че-ты-ре»: стопы не разворачиваются и не кладутся на направляющие толчка; при толчке носки ног оттянуты.
Показ правильного выполнения: на счет «три-и-и» стопы разворачиваются и кладутся на направляющие толчка; на счет «че-ты-ре» толчок выполняется развернутыми стопами. В. Показ ошибок в движении рук: на счет «ра-а-аз» делается широкий гребок руками, локти заходят за линию плеч; на счет «два-а-а» локти широко расставляются под грудью.

Показ правильного выполнения: во время гребка необходимо видеть свои руки, локти должны почти касаться друг друга под грудью.

Выполнение в целом (в медленном темпе) с поплавком — 3 мин:
«Принять и. п.». «Pa-a-аз — гребок руками»; «Два-а-а — руки под грудь, пятки к тазу»; «Три-и-и — руки вперед, стопы развернуть»; «Че-тыре — потянуться, толчок ногами». «Ра-а-аз»; «Два-а-а»; «Три-и-и»; «Че-ты-ре».
Для исправления ошибок использовать шест-указку.
«Закончить упражнение. Встать».

III. Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания, (с выходом на поверхность воды) — 5 мин.

Показ в целом (в медленном темпе) на тренажере, с поплавком — 1 мин:
«И. п. — руки и ноги вытянуты, подбородок — в воде». «Ра-а-аз — гребок руками, вдох»; «Два-а-а — задержка дыхания, руки под грудь, пятки к тазу»; «Три-и-и — руки вперед, стопы на направляющие толчка, начать выдох»; «Че-ты-ре — потянуться, толчок ногами, закончить выдох». «Вдох — гребок»; «Задержка дыхания — локти, пятки»; «Выдох— руки вперед, стопы»; «Вы-дох — потянуться, толчок ногами».

Выполнение осуществляются с продвижением по воде. Указывать шестом-указкой на согласование дыхания с движением рук.

Выполнение в целом (в медленном темпе) с поплавком — 4 мин:
«Принять и. п. — лечь на воду, руки и ноги вытянуть, подбородок — в воде». Остальные команды те же, что в показе данного упражнения.
Указать обучаемым, что они должны следить за положением подбородка на воде и продолжительностью выдоха. Тем, у кого движения выполняются правильно, рекомендовать выполнять их с закрытыми глазами. «Закончить упражнение. Встать».

IV. Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания (с выдохом в воду) — 7 мин.

Показ в целом (в переменном темпе) с поплавком — 0,5 мин:
«Принять и. п. — то же, что в показе (п. III). «Ра-а-аз—гребок, вдох»; «Два-a-a — лицо в воду, задержка дыхания, локти, пятки»; «Три — руки вытянуть, стопы, выдох»; «Че-ты-ре — потянуться, толчок ногами, выдох». «Вдох — гребок»; «Задержка дыхания — локти, пятки»; «Вы-дох —руки вперед, стопы»; «Вы-дох — потянуться, толчок ногами». «Вдох — линия»; «Задержка дыхания»; «Вы-дох»; «Вы-дох».

Обратить внимание обучаемых на чередование движений рук и ног, на важность согласования дыхания с движениями рук, на то, что при выдохе глаза в воде должны быть открыты.

Выполнение в целом (в переменном темпе) с поплавком — 3,5 мин:
«Принять и. п. Команды для выполнения те же, что в показе данного упражнения. «Закончить упражнение. Встать».

Показ ошибок и правильного выполнения — 0,5 мин (показать по одному разу):

А. Показ ошибки в движениях рук и ног: делается короткий гребок руками и такой же толчок ногами.

Показ правильного выполнения: гребок руками и толчок ногами длинные.

Б. Показ ошибки в движении головой: при вдохе голова поднимается высоко, при выдохе глубоко опускается в воду.
Показ правильного выполнения: при вдохе подбородок не поднимается из воды, при выдохе голова опускается до линии волос, при этом глаза открыты.

Выполнение в целом (в переменном темпе) с поплавком — 2,5 мин:
«Принять и. п. — руки и ноги вытянуть, подбородок — в воде, глаза все время открыты». Команды для выполнения те же, что при показе данного упражнения.
Обратить внимание обучаемых на движения ногами.
«Закончить упражнение. Встать».

V. Плавание брассом — 5 мин.
Показ в целом (в переменном темпе) с поплавком — 0,5 мин:
«И. п. — стоя наклонившись». «Сделать вдох» (а); «Опустить лицо в воду, задержать дыхание; с толчка выполнить скольжение, выдох»; «Начать плыть брассом; «Ра-а-аз»; «Два-а-а»; «Три-и-и»; «Че-ты-ре».

Указать обучаемым, что вдох выполняется быстро, выдох — продолжительно. Напомнить, что важно научиться переключать свое внимание при выполнении движений (при проплывании дистанции в одну сторону все внимание сосредоточить на движении ног, при проплывании в другую — на согласовании движений рук с дыханием) и стараться проплывать как можно большее расстояние без остановок.

Плавание брассом с поплавком

Выполнение в целом (в переменном темпе) с поплавком — 4,5 мин:
«Напра-ВО! Принять и. п.» — см. выше показ данного упражнения. «С толчка скольжение. После скольжения плыть брассом. В колонну по одному, дистанция — 3 м. Потоком. Вперед!»

Напоминать обучаемым о необходимости переключать внимание при выполнении движений и проплывать возможно большее расстояние без остановок. «Закончить упражнение. Встать».

VI. Снимание поплавков — 1 мин.
«Снять поплавки, положить их на берег (бортик). Стать. Помочь обучаемым снять поплавки.

VII. Плавание брассом — 5 мин
Показ в целом (в переменном темпе) — 0,5 мин: «И. п. — стоя наклонившись. Сделать вдох». При самостоятельном выполнении упражнений плавать на мелком месте: поперек бассейна, водной станции, по кругу на открытом водоеме.

«Опустить лицо в воду, задержать дыхание, выполнить толчок»; «Скольжение, выдох»; «Плыть брассом, выполняя на один вдох-выдох одно движение руками и ногами, при этом толчок стопами делать у самой поверхности воды»; «Можно на один вдох-выдох делать два движения руками и ногами».

Показ осуществлять путем имитации движений на суше или с помощью плакатов. Показать шестом-указкой на варианты согласования движений рук и ног с дыханием.

Плавание брассом

Выполнение в целом (в переменном темпе) — 4,5 мин:
«Напра-ВО! Принять и. п.» — см. выше показ данного упражнения. «С толчка скольжение. Плавание брассом. Переключать внимание сначала на ноги, затем на руки. Проплывать без остановок возможно большее расстояние. В колонну по одному, дистанция — 3 м. Потоком. Вперед!»

Индивидуально рекомендовать тот или иной вариант согласования движений с дыханием. «Закончить упражнение. Встать».

Заключительная часть (на суше) — 2 мин.
1. Выход из воды — 1 мин.
2. Построение, расчет группы, подведение итогов занятия — 1 мин.
Построить занимающихся в одну шеренгу. Отметить лучших, указать на ошибки.

Список использованной литературы:

1. Семёнов Ю.А. Навык плавания - каждому: Из опыта программированного обучения плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с. Подробнее.