Художественная гимнастика, как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата, но широкий круг ее средств позволяет решать и другие задачи физического воспитания различных контингентов.
Начальный этап подготовки спортсменок, затрагивающий массовые разряды, в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-развивающие занятия.
Благодаря значительному диапазону сложности упражнений художественной гимнастики, вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях художественной гимнастикой удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически.
В то же время к занимающимся предъявляются и особые требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.
На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе тренировочных занятий решаются и немаловажные частные задачи оздоровления:
— обеспечивается и поддерживается статус здорового человека;
— расширяется общий двигательный опыт, обеспечивающий учебную, профессионально-трудовую и бытовую деятельность;
— достигается и сохраняется высокий уровень функционального состояния основных систем организма;
— развиваются ординарно и в комплексе физические качества;
— формируются основные навыки поведения: осанка, походка, стиль поведения и общения;
— воспитываются культурологические качества: восприятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, музыкальный вкус, в целом — имидж.
Как и в других видах спортивной деятельности, для решения основных задач технической подготовки применяются и вспомогательные упражнения, которые обеспечивают учебно-тренировочный процесс и как бы сопровождают основную работу. Это, прежде всего, средства основной гимнастики: упражнения общеразвивающие, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, прыжковые, вращательные и др.
Основным содержанием начального этапа спортивной подготовки в художественной гимнастике, являются базовые технические действия, которые можно представить относительно простой классификацией.
Первая группа упражнений — «основные». Они представляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.
Пружинные движения представляют собой чередования исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые серийно с заданными амплитудами и степенью напряжения. Например, последовательные наклоны туловища вперед, в положении прогнувшись, или серия взмахов ногой в сторону.
Движения такого рода имеют аэробный характер; воздействуя на звенья тела и мышечные группы, они способствуют развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, стимулируют развитие физических качеств, формируют способности выполнять движения мягко, пластично.
Разновидности передвижений в художественной гимнастике (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) отличаются, как правило, большой величиной длины, высоты, амплитуд, быстроты, темпа и напряженности, хотя и содержат действия разной размерности. Все они различны по трудности и именно в своем большом разнообразии создают стилевую основу технической подготовленности.
К базовым передвижениям относят:
Волны. Эта разновидность основных упражнений имеет сложнокоординационный характер и представляет собой сочетание последовательных сгибательно-разгибательных действий, объединенных в целостное динамичное движение в смежных суставах; для выполнения волны характерны непрерывность, равномерность, плавность и мягкость. В основе таких действий лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий.
Повороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полупальцах одной или двух ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.
Прыжки. Прыжки, как технический элемент, в художественной гимнастике характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом — обеспечивающими условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствующей коррекции главных ошибок):
1) подготовительные действия (подседания, разбег),
2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками),
3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием,
4) фиксация заданной позы,
5) подготовка к приземлению,
6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные).
Наиболее характерна и значима - полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности движения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, взмахи и вращения руками, повороты, сочетания их, а также манипуляции предметами и т.п. — в самых разных вариациях.
Равновесия. В художественной гимнастике равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и полной ступне, ориентируются по разным плоскостям и направлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подготовленности гимнасток, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.
Упражнения с предметами. Данная группа упражнений в полной мере определяет специфику художественной гимнастики. Наличие того или иного предмета, отличающегося целым рядом признаков (формой, весом, разной конструкцией, распределением массы и ее геометрией и т.п.), а также необходимость выполнять с ним различные манипуляции — определяют их разнообразие, трудность, зрелищность и многосторонность требующейся подготовки.
В свою очередь, такие упражнения совершенствуют двигательную координацию, пространственно-временную ориентировку, быстроту, точность реакции и движений.
Для упражнений с предметами характерны по крайней мере пять групп технических действий: броски и ловля, махи, круги, вращения, перекаты. В свою очередь они обеспечиваются техничными хватами, замахами, подседаниями, переводами, передачами и перехватами, для действий в связке «гимнастка — предмет» характерны разнообразие сочетаний действий по направлениям и плоскостям, частые смены активности звеньев тела, сочетания перемещений предметов и определенных телодвижений и т.п.
На начальном этапе подготовки в художественной гимнастике в качестве основных применяются мячи, скакалки, обручи, ленты и булавы. Дополнительно, для разнообразия, используются шарфы, вееры, флажки, вымпелы и др.
Упражнения с мячом — весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.
Упражнения со скакалкой представляют собой сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки — выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой. Такое содержание упражнений со скакалкой требует особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета, поскольку конфигурация скакалки может значительно меняться в зависимости от ее натяжения, меняющегося в зависимости от быстроты и амплитуды вращений, а также исходной и специально изменяемой длины. Поскольку прыжки со скакалкой выполняются, как правило, длинными сериями, эти упражнения служат отличным средством развития выносливости, в связи с чем и применяются практически во всех спортивных специализациях в составе общей или специальной физической подготовки.
В массовой гимнастике используются скакалки, изготовленные из разных материалов: пеньки, резины, пластика, комбинированного состава. На том уровне задач, которые решаются в начальной подготовке, особой роли это не играет. Важнее правильно определить длину скакалки, которая должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда ее легко вращать и скакалка не запутается при вращениях). Чтобы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, среди упражнений используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой, и при этом с самыми разнообразными дополнительными двигательными заданиями.
Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям — сохранение плоскости движения обруча, иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движения выполняются обязательно при жестком хвате, при качательных и вращательных движениях напротив — нужно уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободность движения. Практически каждое движение с обручем требует владения особой техникой, более сложной, чем та, которая используется в упражнениях, описанных выше. С другой стороны, сами упражнения с обручем — отличное средство совершенствования различных физических качеств и координационных способностей. Для занятий используются деревянные, пластмассовые или дюралевые обручи диаметром 80—90 см и толщиной 0,8—1,2 см.
Упражнения с лентой связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив деревянную (пластиковую) палочку, к которой прикреплена лента, активными действиями кистью, предплечьем, всей рукой - гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебросы и т.п. движения, с помощью которых рисует «змейки», «восьмерки», «спирали». Все это в разных плоскостях и направлениях, в разных темпах и ритмах и в согласии с действиями других частей тела — поворотами и вращениями, прыжками и полупереворотами, наклонами, свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или напротив, — «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее. При соответствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны и могут удовлетворить самый изысканный вкус. Для упражнений используются ленты разных ярких цветов, длиной 5 м, шириной 2,5 см, обычно шелковые.
Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения. Булава представляет собой деревянный или пластиковый предмет удлиненной бутылочной формы с утолщением на конце, необходимым для удобного удерживания. Длина булавы 40-55 см, вес — 400-550 г.
Вторая группа - упражнения узкой специальной направленности. Они представляют собой широкий круг двигательных заданий, обеспечивающих овладение основными техническими действиями. Упражнения этой группы позволяют воздействовать на пространственно-временную организацию чувственного познания и оценку собственных возможностей. При этом, решая задачу оптимизации физического состояния занимающегося, они в то же время все внимание акцентируют на взаимосвязи субъективного восприятия двигательных форм и окружающей среды, выразительности движений, формировании образа «красивого движения». В данной группе можно выделить несколько подгрупп упражнений.
1. Упражнения, развивающие образное мышление и его двигательное выражение. Они проводятся в форме игровых заданий с разным содержанием. Это могут быть смены простых поз, сочетания нескольких двигательных действий, позволяющие «рисовать» образы из окружающей среды, например, бабочки (для выражения пластичности), кузнечика (как обладателя прыгучести), елочки (как образца стройности) и т. п. Подобные действия могут объединяться в короткие сюжеты или программы, которые оформляются соответствующим музыкальным сопровождением.
2. Ритмо-пластические упражнения требуют определенного сочетания, взаимосвязи и выразительности действий. Выполнение их связано с представлениями о такте, темпе, ритме, сильной и слабой долях, размере, т.е. с владением основами музыкальной грамоты.
При этом двигательные задания могут преследовать разные цели:
- согласование элементарных движений различными звеньями тела с музыкальным сопровождением;
- воспроизведение заданного ритма с помощью простейших действий: постукивания, притоптывания, прихлопывания, ритмичного шагания и т.п.
— соотнесение с музыкальным аккомпанементом более сложных передвижений (шагов, бега, подскоков, выпадов, поворотов и т.п.);
- упражнение в цикличном (повторяемом) сочетании действий различной сложности;
— вариации действий в соответствии с заданными меняющимися темпом и ритмом аккомпанемента.
3. Дифференцировочные упражнения способствуют формированию умений различать действия по ряду параметров и точно оценивать их по темпу, длительности; усилиям, пространственному положению, а также по их согласованности при выполнении. Соответственно этому используются и специальные упражнения. Причем, сначала подавляющее большинство их основано на контрасте (сильно—слабо, быстро—медленно), а затем и на все более тонких нюансах в однонаправленных и разнонаправленных движениях, одновременных и разновременных — но всегда точностных. Сами же упражнения могут включать любые действия: от простейших в суставах до сложных прыжков и поворотов с одновременными манипуляциями спортивными предметами.
4. Групповые упражнения требуют прежде всего взаимодействия партнеров в процессе выполнения конкретных двигательных действий. При этом содержание упражнений партнеров может быть как типовым, так и различным по направлению перемещений, используемым предметам, но при обязательной синхронности (соответствию счету или акцентам музыкального сопровождения) или напротив - асинхронности, задаваемой композицией или простым заданием, но с попаданием действия на определенный ритмический момент опять-таки в согласии с действиями партнера, исполняющего «свою партию».
Данные упражнения требуют от группы исполнительниц постоянного внимания как за собственными действиями, так и за действиями других участниц упражнения. Кроме того, необходимо проявление высокой дисциплинированности и выдержки на фоне высокой эмоциональной нагрузки, характерной для групповых упражнений. Здесь могут быть использованы специально составленные композиции элементов, а также фрагменты спортивных композиций; основную нагрузку здесь несут упражнения с предметами.
5. Танцевальные хореографические упражнения — канонизированные движения, отвечающие законам танцевальных стилей и хореографии, имеющие достаточно сложную координационную структуру и способствующие решению задач «двигательного образования». Как правило, это — соединения отдельных движений в поточном исполнении, требующие определенной стилистической двигательной базы и культуры движений.
Для данной группы упражнений обязательно музыкальное сопровождение. Сами упражнения выполняются в виде танцевальных шагов и дорожек, у опоры (станка) или без опоры, с использованием части зала или всей его площади.
Таким образом, специфика упражнений данной группы определяется значительным количеством двигательных заданий и соответствующим разнообразием воздействий на гимнасток.
Третья группа упражнений — комбинационные. Основное спортивное упражнение в художественной гимнастики любой разрядной категории представляет собой определенную композицию движений. Композиции могут различаться по характеру движений, соединениям поз, танцевальных шагов и акробатических элементов, наличию спортивного предмета. Количество и сложность движений, длительность выполнения и стиль движений, характер музыкального сопровождения — также могут быть весьма разнообразны.
В связи с этим возможны следующие разновидности композиций:
1) узкой направленности; например, для развития способностей сохранять равновесия подбираются различные равновесные позы, из которых составляется определенная связка; или составляются соединения различных прыжковых заданий в сочетании с поворотами, выполняемыми на ограниченной опоре, а также заканчивающиеся равновесными позами;
2) широкого, или комплексного воздействия, при котором используются сочетания движений различной сложности, характера, напряженности — объединенные в конкретную композицию. Примером может служить следующий «экзерсис».
3) модельные комбинации, отвечающие всем соревновательным требованиям, но используемые как дробные, т.е. представляющие лишь часть соревновательной композиции, или целиком.
Вся эта группа упражнений позволяет постепенно подвести гимнастку к таким кондициям, которые требуется показать на соревнованиях.
Автор в розыске.