Ключевые слова: самостоятельные занятия, гимнастика, нелинейное программирование, техника движений.
В связи с этим на кафедре гимнастики было принято решение о внедрении обучения гимнастическим упражнениям на ФФК с применением программированного обучения. Для реализации этого решения были проанализированы литературные источники, посвященные обучению гимнастическим упражнениям. На базе собственных исследований мы также убедились, что единственной формой обучения вместе с академическими (основными) занятиями могут быть дополнительные (самостоятельные) занятия как новый оригинальный элемент учебного процесса.
В процессе программированного обучения были применены как классические типы программ линейные и разветвленные программы, специально разработанные для студентов ФФК. Разветвленное программирование, на наш взгляд, более перспективно в отличие от линейного и обладает большой управляемостью в обучении благодаря возможности учета индивидуальных способностей занимающихся.
Принципиальную систему разветвленной программы можно представить следующим образом:
1. Информационный кадр - содержит описание техники, т.е. части подготовительного или подводящего упражнения изучаемого элемента.
2. Операционный кадр - представляет собой двигательное задание, полностью раскрывающее упражнение, описываемое в информационном кадре.
3. Контрольный кадр - предназначен для сличения результата исполнения двигательного задания с идеальной техникой.
4. Дополнительные подводящие и подготовительные упражнения - предназначены для коррекции ошибок в процессе обучения, а также служат в качестве дополнительных путей следования по главному направлению программы.
5. Дополнительный информационный кадр - дает информацию о физических закономерностях выполняемых дополнительных подводящих и подготовительных упражнений.
6. Основное направление - определяет последовательность выполнения обучения.
7. Прямая и обратная связь - связь, обращенная через программу к преподавателю и обратно к студенту.
Опыт работы на ФФК педагогического университета показывает, что путь от первого кадра непосредственно ко второму доступен только для высококоординированных и способных студентов. Большее же число студентов, средне и слабо одаренных в двигательном отношении, вынуждены осваивать целый ряд дополнительных упражнений, прежде чем перейти ко второму кадру. Каждое предлагаемое нами подводящее или подготовительное упражнение в ветвлении содержит в себе контрольный кадр.
При рассмотрении обучающих программ для разных групп студентов, укомплектованных на основе специализаций и антропометрических данных, выбирались упражнения, характерные только для их видов спорта, хотя в процессе обучения студенты могли использовать альтернативные упражнения по своему выбору, содержащиеся в общей обучающей программе. В этой программе при следовании от первого кадра ко второму были предусмотрены основные для данного упражнения ошибки. Ветвления в обучающей программе осуществлял высококвалифицированный педагог, который в совершенстве владел экспериментальной методикой и был готов к возможным изменениям обучающей программы и введению в нее вспомогательных ветвлений.
Для разработки программ разветвленного типа применялись исследования биомеханических характеристик основных и подводящих упражнений. Были объединены понятия техники гимнастических упражнений, т. е. кинематическая канва с биомеханической сущностью выполнения гимнастических упражнений (понятие о трёх основных осях вращения, вокруг которых происходит движение).
Зная основную физическую закономерность, от которой зависит эффект выполнения упражнения, занимающиеся подходили к процессу обучения более осознанно, тем самым значительно сокращая сроки освоения гимнастических упражнений. В итоге облегчался теоретический контроль при программированном обучении знаниям биомеханических основ, что содействовало лучшему освоению практического материала.
На основании всего вышеизложенного была предложена видеосенсорная система, опирающаяся на программированное обучение разветвленного типа.
Последовательность применения этого метода была такова:
а) на основных академических занятиях объясняли технику выполнения гимнастического упражнения, его пошаговое выполнение с дополнительными ветвлениями для каждого шага (подготовительных и подводящих упражнений) с их переходом к следующим шагам и обязательным показом всех упражнений в целостном и замедленном темпе;
б) на двух предлагаемых дополнительных (самостоятельных) занятиях в неделю, проводимых одновременно со специализирующимися по ПФСС, показывали видеокольцовки, целостное выполнение упражнения, а также стопкадры (в которых обращали внимание на отдельные детали технического выполнения гимнастических элементов).
В процессе отработки любого гимнастического упражнения в случае сомнения или недопонимания техники его выполнения студенты обращались к ведущему педагогу или к специализирующимся студентам с просьбой повторно продемонстрировать видеоклип основного, подготовительного или подводящего упражнения. Затем студенты возвращались на свои снаряды и продолжали отрабатывать избранные ими упражнения до полного, технически правильного их выполнения;
в) следует отметить, что после каждого четвертого самостоятельного занятия преподаватели проводили тестовые оценки техники выполнения основных кадров в шагах гимнастического упражнения, а также фиксировали количество подходов до удовлетворительной оценки.
При удовлетворительном выполнении упражнения студентам предлагались следующие кадры и шаги программы.
Если студент выполнял упражнение неудовлетворительно, ему предлагалось справиться с большим числом ветвлений, состоящих из подготовительных и подводящих упражнений. Именно благодаря наличию таких ветвлений большинство слабо подготовленных студентов через шесть самостоятельных занятий полностью осваивали гимнастическое упражнение.
В результате применения разветвленных программ у студентов (особенно специализирующихся по гимнастике) появилось желание помочь однокурсникам в овладении гимнастическими упражнениями.
Таким образом, студенты начали проявлять профессионально-педагогические способности. При таком понимании обучающих программ студенты других спортивно-профессиональных направлений к концу курса обучения смогли освоить не только отдельные гимнастические элементы, но и зачётные гимнастические связки.
Основываясь на вышеизложенном, мы сделали следующие выводы:
- обучение студентов ФФК гимнастическим упражнениям видеосенсорным методом на основе разветвленных программ полностью себя оправдало;
- темпы освоения проходимого ими материала повысились, улучшилось качество выполнения техники гимнастических упражнений;
- применение обучающих программ помогает развитию у студентов практического мышления и проявлению профессионально-педагогических способностей.