Как известно, гимнастика — одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: единоборства, метание, фехтование, плавание и т. д.
В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и свелось в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики.
В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование; в процессе исторического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств и методов их использования. Поэтому все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, в идеальном варианте согласующимся с целью достижения психофизического совершенства человека.
Однако снарядовая гимнастика сама стремится к совершенству, поэтому значительно усложняется координационно и затрудняются физически упражнения, выполнение которых свидетельствует о высоком уровне совершенства исполнителя. Овладению ими он должен посвящать много времени и сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т. д. — что в целом приводит занимающегося к необходимости профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные организующие и направляющие спортивно-массовую работу документы стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматривается только как некий плацдарм или среда, в которой должны отыскиваться и отбираться будущие чемпионы.
Такой, рекордсменский, уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения такого положения имеются объективные причины, которым и не надо пытаться противостоять.
За последние 10—15 лет гимнастика перестала быть массовой: в общеобразовательных школах и вузах сократилась до минимума и до примитива, а в средних специальных учебных заведениях практически перестала существовать.
Решение проблемы заключается не в размежевании спортивного и оздоровительного направлений гимнастики, а в их взаимном проникновении, взаимном дополнении — и в практике физического воспитания и в процессе подготовки соответствующих кадров.
В приведенной схеме отмечен 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время.
Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоятельные виды гимнастики. На Всесоюзной конференции 1984 г. утверждена следующая классификация: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.
Список использованной литературы: