Психологическая нагрузка и здоровье человека

Психология физического воспитания и спорта

Психологическая нагрузка

Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

Автор: доктор психологических наук, профессор В. П. Яковлев

Ключевые слова: здоровье, болезнь, психическая нагрузка, критерии здоровья, саморегуляция, основные составляющие, самореализация, личность.

Инфомационно-операциональная составляющая. XX в. стал веком "информационного взрыва", создавшим новые виды коммуникационного общения - радио, телевидение, компьютер.

Ситуативная составляющая. Оценка происходящих событий под углом зрения потребностей, признаваемых человеком ценностей, целей, к достижению которых он стремится, порождает различные жизненные ситуации: трудные, экстремальные, опасные, проблемные, критические. Особое внимание ученые акцентируют на тех ситуациях, которые демобилизуют, разрушают целостность личности, адекватность "Я", смысл жизни человека, определенным образом ухудшая его здоровье.

К особой категории психических явлений для здоровья человека относятся критические ситуации.

Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Выделяют физиологический, психологический и социальный стрессы. Психологический стресс - психическая напряженность, возникающая у человека в условиях деятельности, связанных как с необходимостью быстрого нахождения решений, так и с большими умственными перегрузками, неудачами, реальной опасностью для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью (О. В. Овчинникова, 1970). В основе социального стресса лежат социально-экономические условия существования личности в обществе. Социальные конфликты и кризисы, неуверенность, страдания, угроза гражданской войны, необходимость участвовать в военных действиях, стремление к повышению жизненного уровня на фоне периодических кризисов, инфляции и безработицы - основные причины социального стресса, способствующего увеличению количества лиц, обращающихся к психиатру.

Любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, которая препятствует самореализации личности.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, которое возникает, "когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели…" (П. Фресс, 1975). Выраженность данного состояния характеризуется различными степенями: от ситуации затруднения в деятельности к ситуации, когда трудность оказывается непреодолимой. Не всякое неудовлетворение мотива деятельности вызывает фрустрационные состояния. Они возникают только тогда, когда степень неудовлетворения выше определенного порога терпения, названного порогом фрустрации.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это осознанное противоречие, вызывающее сильные эмоциональные переживания, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходимы дополнительные условия. Прежде всего противоречие должно осознаваться человеком и при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. С критической ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно выйти из данной конфликтной ситуации, не найдя приемлемого решения.

Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) характеризует состояние, затрагивающее наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становящиеся доминантой его внутренней жизни и сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями: смертью близкого человека, тяжелым заболеванием, резким изменением социального статуса и т. п. Ситуации порождают проблему, от которой человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни.

Ученые отмечают, что критические ситуации требуют от человека различной внутренней работы. Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои реализации жизненных замыслов. Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и перестройки своего духовного, психического "Я".

Личностная составляющая в основном определяется внутренними условиями. Как писал С. Л. Рубинштейн (1947), "… при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия". Эффективность оказания психологической помощи во многом зависит от того, умеют ли психолог, врач, педагог рассматривать здоровье человека через призму личностного подхода, понимая, у кого, при каких личностных качествах развивается болезнь.

Большинство современных ученых, изучавших проблемы здоровья человека, на основании многочисленных наблюдений выделяют следующие типические особенности личности больных:

  • повышенную эмоциональную возбудимость;
  • чрезмерную робость и стеснительность;
  • ранимость (обидчивость, повышенную чувствительность);
  • чрезмерную требовательность к себе;
  • неуверенность в себе;
  • преобладание эмоциональных стимулов в регуляции поведения и деятельности над рациональными;
  • недостаток воображения и фантазии;
  • выраженную тенденцию тормозить внешние проявления эмоций и чувств и оставлять свои эмоциональные потенциалы и стремления неотреагированными, нереализованными;
  • неблагоприятное сочетание таких черт, как, с одной стороны, честолюбие, тщеславие, повышенная самооценка, и с другой - высокоответственное отношение к своим обязанностям, сверхобязательность при выполнении любых, даже несущественных, второстепенных обязанностей, тревожность, мнительность. Эти лица всегда хотят значительно больше, чем реально могут [9, c. 178].

Анализ психологических причин сердечных заболеваний привел в свое время В. Н. Мясищева к выводу о том, что наиболее часто ими заболевают лица, имеющие определенный тип характера. Этот тип называется "социально-дисгармоническим". К социально - дисгармоническому типу относятся личности с характерологическими особенностями, находящиеся в континууме акцентуации - психиатрии (по определению П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко).

В данный континуум входят: демонстративная (истерическая) личность; обсессивно-компульсивная личность; параноидная личность; зависимая личность; тревожная личность (К. Леонгард, А. Е. Личко, 1983).

Акцентуанты и психопаты располагаются на разных полюсах личностных особенностей, уходящих в нормативность или в психическую патологию.

"Нормальным человеком" можно считать всякого, кто уживается со своими недостатками, заботясь о том, чтобы они не мешали окружающим, чье поведение не всегда "адаптивно", но приемлемо для других, кто хоть и с грехом пополам, но удовлетворяет свои потребности, не превращая свои проблемы в "боль человечества", кто умеет использовать меры психологической защиты для преодоления тревоги и депрессии [6].

К "нормативным" (но неуравновешенным) относятся те из нас, кто обладает необычной развитостью отдельных личностных качеств и рассматривается как "акцентуированная личность" (К. Леонгард, 1981).

Таким образом, указывая на особенность составляющих величины психической нагрузки, воздействующей на здоровье человека, можно сказать, что чем больше отрицательных факторов в информационно-операциональной, ситуативной и личностной составляющих, тем больше величина воздействия психической нагрузки на организм и психические проявления человека.

Интегральное проявление основных составляющих психической нагрузки - уровень активированности механизмов саморегуляции, поэтому в нашем подходе к психической нагрузке учитываются и изучаются в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизнедеятельности.

Саморегуляцию можно определить как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это механизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности.

"Способность личности регулировать, организовывать свою жизнь как целое, подчиняемое ее целям, ценностям, - это высший уровень и подлинное качество субъекта жизни" (К. А. Абульханова-Славская, 1998).

Эмоциональные параметры внутренних условий определяются отношением к жизни, своему здоровью, личностной значимостью. Волевые механизмы обеспечивают уровень самосознания и целеустремленности к деятельности. Интеллект определяет меру и логику осознания человеком своего поведения, своих действий, свое место в жизни, этапность решения по выполнению поставленных задач. Интуиция способствует эвристическому принятию решений без осознания, без логики их доказательности в данный момент времени.

От уровня активированности этих механизмов саморегуляции и их корпоративного сочетания в большей степени зависят устойчивость, толерантность к психической нагрузке в различных условиях жизнедеятельности, выраженность психического напряжения, адаптация.

Тщательное изучение деятельности механизмов саморегуляции и наблюдение за ней позволят повысить процесс эффективного управления здоровьем человека. Прикладные и экспериментальные исследования механизмов психической саморегуляции с учетом личностных особенностей человека, внешних условий жизнедеятельности, значимых ситуаций могут более целенаправленно и избирательно оказать помощь в разработке целой системы профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья человека.

И в заключение нужно отметить, что здоровье - это не просто реализация проявления биологических и социальных функций (если вернуться к началу нашей статьи), а именно потребность в самореализации своих возможностей. А возможности реализуются через достижение целей, которые ставит перед собой человек.

Ученые отмечают, что условия, которые не позволяют человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими, которые не предоставляют ему возможности испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации, способствуют развитию и закреплению различных форм заболеваний. Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяются именно активностью, устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

Автор в розыске.

Справочник: