You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Психологическая подготовка парашютиста » Влияние тренировок на организм парашютистаВлияние тренировок на организм парашютиста
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- Что такое медитация
- О медитации простыми словами
- Универсальная техника медитации
- Что надо знать для медитации
- Психологическая подготовка парашютиста
- Психологическое влияние высоты
- Предстартовые состояния парашютиста
- Состояния парашютиста на этапах прыжка
- Влияние тренировок на организм парашютиста
- Эмоциональные состояния и индивидуальные особенности парашютистов
- Психологическая подготовка парашютиста
- Специальная психологическая подготовка парашютиста
- Методика подготовки парашютиста
- Прыжки с парашютом - первые занятия
- Прыжки с парашютом - третье занятие
- Прыжки с парашютом - четвёртое занятие
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
Парашютные прыжки как один из видов тренировочных занятий имеют свои особенности: выработка и закрепление соответствующих спортивных навыков происходят в условиях предельного эмоционального напряжения обучающегося.
Поэтому прыжки показывают глубокое и всесторонней влияние на организм спортсмена и в первую очередь на основные процессы высшей нервной деятельности. С повторением прыжков центральная нервная система постепенно вырабатывает необходимое равновесие между возбудительными и тормозными процессами в коре, устанавливает оптимальные функциональные отношения между подкорковыми отделами и корой головного мозга.
"Вся установка и распределение по коре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений, при однообразной повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд".
А динамический стереотип — основа спортивных навыков — изменяет и характер вегетативных реакций, которые неизменно возникают у спортсмена при выполнении парашютного прыжка.
Рефлекс «настораживания или подготовки» у новичков ярко выражен уже в предстартовом периоде, у опытных парашютистов он появляется только на старте, непосредственно перед посадкой в самолет. Благодаря тренировкам значительно уменьшается выраженность пассивно-оборонительного рефлекса на фактор высоты, проявление которого всегда связано с нарастанием тормозных процессов в коре головного мозга. Поэтому предстартовое состояние опытного спортсмена определяется оптимальным течением и стойкой уравновешенностью основных нервных процессов. Именно эти нейродинамические сдвиги лежат в основе наиболее благоприятного стартового состояния парашютиста — «боевой готовности».
Одним из постоянных физиологических компонентов эмоциональной реакции на парашютный прыжок является сосудосуживающая реакция. Это наглядно показывают записи колебаний сосудистого тонуса при выполнении первого и последующих прыжков (данные опытов с гипнорепродукцией эмоциональных состояний парашютистов).
У спортсменов, готовящихся к первому прыжку, сужение периферических кровеносных сосудов, сопровождающееся повышением кровяного давления и учащением пульсовых колебаний, появляется уже задолго до прыжка, как правило, после укладки парашюта. Сохраняясь и даже возрастая на последующих этапах прыжка, сосудосуживающая реакция достигает максимума в момент свободного падения. С раскрытием купола тонус сосудов резко уменьшается и продолжает постепенно снижаться) приближаясь к нормальному состоянию только через полтора-два часа после приземления.
Выраженность и растянутость сосудистой реакции у новичка — один из признаков временной функциональной неприспособленности организма в период освоения нового динамического стереотипа. Возбуждение, связанное с выполнением непривычного задания, писал М.И. Виноградов протекает в условиях неуравновешенности основных нервных процессов, так как еще не сдерживается соответствующим торможением. Это приводит к широкому распространению и суммированию возбудительных процессов, в результате чего вызывается одновременная активность многих мышечных групп и функциональных систем организма, большая, чем это требуется условиями выполняемой деятельности.
Иной характер имеет сосудистая реакция у того же парашютиста при совершении восьмого-десятого прыжка. Появляясь впервые только на старте, она и при свободном падении не достигает той степени выраженности, которая наблюдалась при ознакомительном прыжке. В момент раскрытия купола тонус сосудов снижается почти до нормального уровня, однако с приближением земли снова повышается в гораздо большей степени, чем у новичков. Последнее связано с тем, что опытные парашютисты считают приземление наиболее ответственным моментом в парашютировании. Эта реальная оценка складывается по мере приобретения спортивного опыта и, естественно, еще не свойственна малотренированным спортсменам.
Таким образом, в процессе тренировки происходит тонкое «целесообразное» приспособление нервно-психических и физиологических реакций организма человека к воздействию факторов парашютного прыжка.
Регулярная тренировка коренным образом изменяет эмоциональные переживания парашютиста. По мере того как оформляется и крепнет «высотный» стереотип, отрицательные внутренние переживания уступают место ярким положительным эмоциям, связанным не только с осознанием роста своего спортивного мастерства, но и с множеством непосредственных положительных ощущений и восприятий, получаемых в ходе самого прыжка.
Список использованной литературы:
- Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. Под ред. полковника медицинской службы А.Е. Мазина. М.: ДОСААФ, 1966. - 126 с. Подробнее.
- версия для печати
- 10097 просмотров