На счет «четыре», закончив выдох, с силой оттолкнитесь ото дна, выпрямитесь и как можно выше выпрыгните из воды. Вдохните, опуститесь под воду. На счет «раз», «два», «три» медленно выдыхайте воздух через нос и рот. На счет «четыре», закончив выдох, выпрыгните из воды. Повторите 3 раза. Затем то же должен сделать партнер. Выполните такие серии в упражнении по 8—10 раз поочередно с партнером.
Характерные ошибки: упражнение выполняется с закрытыми глазами; выдох в воду делается не до отказа; вдох— поверхностный (не полный) или исполнитель начинает его преждевременно и заглатывает воду.
Если это упражнение выполняет маленький ребенок, учитель должен останавливать его после каждых трех прыжков и указывать на ошибки.
2. «Поплавок» и «стрела».
И. п. — стоя по грудь в воде рядом с партнером. Сделайте полный вдох, задержите дыхание и опуститесь под воду с головой, сгруппируйтесь: обхватите руками голени, прижмите их к груди, подбородок — к коленям. Вода сама оторвет вас ото дна, и вы всплывете «поплавком». Замрите в этом положении на 2—3 с. Затем, медленно выдыхая воздух в воду, выпрямитесь и встаньте на дно. Повторите 5—6 раз. Усложните упражнение. Всплывите «поплавком», быстро выпрямитесь и примите положение «стрела», соединив вытянутые руки и ноги. Сделайте выдох в воду и встаньте на дно. Повторите 6—8 раз поочередно с партнером.
Вначале при переходе из «поплавка» в «стрелу» партнер может левой ладонью слегка поддерживать тело ученика под живот, а правой рукой помогать ему выпрямить ноги.
Так как эти упражнения выполняются после полного вдоха на кратковременной задержке дыхания («поплавок»— 3—4 с, «стрела» — 3—4 с), их не следует повторять подряд более 8 раз. Лучше чередовать серию упражнений 2—3 раза с упражнением 1.
Помните, что при переходе из «поплавка» в «стрелу» огромную роль для приобретения равновесия играет положение головы: ее наклон вперед помогает всплыванию ног, а назад топит ноги.
Положение «стрела» считается освоенным, когда вы научитесь лежать на воде в течение 6—8 с.
Характерные ошибки: исполнитель очень медленно группируется и не успевает почувствовать «всплывание»; укорачивается задержка дыхания, и ученик не успевает перейти из «поплавка» в «стрелу»; при выполнении «стрелы» тело, руки и ноги не вытягиваются в одну линию, ноги сгибаются и тонут.
Чтобы избежать этих ошибок, нужно разучить положения «поплавок» и «стрела» на берегу.