Хоккей с мячом особенности занятий с детьми

Хоккей с мячом

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Хоккей с мячом

Занятия хоккеем с мячом оказывают благоприятное влияние на всестороннее развитие занимающегося, на укрепление его здоровья, улучшение физического развития. Однако это возможно только при соблюдении основных условий:

  • правильное построение процесса тренировки и участие в соревнованиях с учетом условий жизни, типовых и индивидуальных возрастных особенностей подростка или юноши;
  • систематический врачебно-педагогический контроль.

К занятиям по хоккею с мячом допускаются дети, подростки и юноши в возрасте от 10 до 18 лет. В зависимости от возраста, степени физического развития, состояния здоровья и подготовленности создают группы и команды: дети 10—12 лет, подростки 13—14 лет, юноши 15— 17 лет.

В учебно-тренировочной работе следует руководствоваться следующими методическими положениями.

Закрепление технических приемов и основ тактики должно проводиться по возможности в условиях, близких к игре. С этой целью технические приемы изучают главным образом в движении, причем сочетая одни приемы с другими, составляя определенные комбинированные игровые упражнения.

Одновременно с изучением и совершенствованием техники игры проходит изучение основ тактики (передачи мяча, выбор места и индивидуальные действия игрока). Здесь решающее значение имеют подготовительные игры и командная игра по упрощенным правилам уменьшенными составами (по 5—7 человек в команде) на малых площадках.

К 14-летнему возрасту следует постепенно подвести ребят к двусторонним играм полными составами с распределением игровых функций. На этом этапе нужно предусмотреть товарищеские игры и соревнования полными составами на полях уменьшенных размеров (60x40 или 75x50 м).

Хорошее овладение техникой и основами тактики игры в младшем возрасте создает предпосылки для роста спортивного мастерства в последующие годы. Дети и подростки 10—14 лет легче овладевают техническими или тактическими приемами игры в целом и значительно труднее усваивают отдельные детали движений. Они стремятся возможно быстрее овладеть изучаемым материалом, не обращая должного внимания на отработку деталей, и особенно движений, связанных с игрой без мяча (передвижения по площадке, исходные положения и т. п.). Только кропотливая работа педагога, соответствующий подбор и последовательность упражнений в технике и тактике, выбор методов и создание у занимающихся устойчивого интереса к занятиям помогут преодолеть эти трудности.

Обучение необходимо строить так, чтобы техника того или иного приема вначале изучалась в самых простых ее формах. В практике работы с детьми и подростками нередко имеют место случаи, когда преподаватели пытаются больше объяснить, рассказать, чем показать. Однако не следует забывать, что чем меньше возраст занимающихся, тем сильнее при формировании двигательных навыков воздействие зрительных восприятий. Кроме того, надо учитывать, что дети и подростки гораздо быстрее взрослых могут включаться в работу и период врабатываемости у них короче, чем у взрослых. Следовательно, разминка должна быть короче, целенаправленней и эмоциональней (примерно 7—10 мин).

Немаловажную роль в формировании технических навыков играют правильная организация занятий, количество и состояние инвентаря и оборудование хоккейной площадки.

Чтобы быстрее подвести занимающихся к игре, необходимо на первых занятиях ознакомить их с простейшими приемами техники: ударом по мячу клюшкой, остановкой мяча, передачей и ведением мяча, а также с выбором места при нападении и защите.

В учебных играх, на которые в уроке отводится 25—30 мин., ведется совершенствование техники, тактики, формируются представления о тактике игры в хоккей с мячом в защите и нападении. Подготовительные игры с командами уменьшенного состава на малой площадке (мини-хоккей с мячом) помогают совершенствовать технику и тактику игры.

Одновременно с совершенствованием техники и тактики осваивают системы игры (главным образом старшие возрастные группы — 14—17 лет), а также тактику в отдельные моменты игры (при начальном, штрафном и угловом ударах).

Совершенствование технических приемов игры происходит не только индивидуально, но и в более сложных, комбинированных и главным образом игровых упражнениях и двусторонних играх.

Игровые упражнения позволяют совершенствовать технические и тактические навыки в меняющихся условиях, вырабатывать взаимосвязь и взаимопонимание между игроками с помощью передач, перемещений и активных индивидуальных действий. Тактическая подготовка имеет индивидуальную и групповую направленность.

Индивидуальные тренировки преследуют такие цели:

  • развить умение правильно определить свое участие и обязанности в освоении той или иной тактической комбинации;
  • развить умение быстро и правильно оценить обстановку на поле, чтобы применить наиболее целесообразные средства для нейтрализации сопротивления соперника;
  • научить правильно выбирать тактические средства в различных условиях игры (против ветра, при различном состоянии льда, заснеженном поле, против определенного соперника и т. п.);
  • научить правильно применять в игре основные тактические комбинации (особенно при участии в них игроков без мяча);
  • устранить ошибки и добиться высокой степени совершенства в тактических умениях.

Групповые тренировки направлены на освоение передач, взаимосвязи, взаимостраховки, взаимопонимания между игроками.

Число участвующих в игровых упражнениях может быть различным. Размеры площадок, ограниченных бортиками, также различны и зависят от поставленной задачи, степени подготовленности игроков, характера упражнения и количества занимающихся.
Особое внимание в занятиях с детьми, подростками и юношами следует уделять воспитанию, тщательно продумывать план общей физической подготовки и специализации в хоккее с мячом, дозировку нагрузки. Занимающийся четко должен выполнять режим и систематически осуществлять закаливающие мероприятия, среди которых особо должно быть выделено закаливание водой.

Тренировки подростков и юношей следует организовывать на основе всесторонней общей физической подготовленности. Очень важно, чтобы тренеры не только стремились добиться высокого класса игры своих учеников, но и воспитывали их культурными, дисциплинированными, высокообразованными гражданами нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. Ю.И. Портных. М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 382 с. Подробнее.