You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Деятельность учителя физической культуры » Компоненты деятельности учителя физкультурыКомпоненты деятельности учителя физкультуры
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Мотивация в спорте
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Компоненты деятельности учителя физкультуры
- Педагогическая направленность
- Способности учителя физической культуры
- Авторитарность – демократичность тренера
- Качества учителя физической культуры
- Личность идеального тренера
- Умения учителя физической культуры
- Знания учителя физической культуры
- Педагогический такт
- Стиль деятельности учителя физической культуры
- Авторитет учителя физической культуры
- Общение учителей в зависимости от пола и стажа
- Психологические особенности личности тренера
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- Что такое медитация
- Психологическая подготовка парашютиста
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.
Конструктивная деятельность учителя - это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.
Её содержание - отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения занятий, а также с особенностями учащихся данного класса. Эта деятельность проявляется двояко.
Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:
- отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;
- определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;
- определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;
- выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока - составление конспекта урока;
- знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;
- планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;
- планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.
Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.
Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.
Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.
Гностическая деятельность учителя физического воспитания - это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.
Гностическая деятельность предусматривает:
- изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;
- изучение опыта других учителей;
- выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;
- планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;
- выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);
- определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;
- анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;
- дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;
- изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;
- установление межпредметных связей;
- анализ применяемых методов обучения и воспитания;
- анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;
- анализ взаимоотношений учителя с учащимися;
- коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы. Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке - одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей".
Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первый, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.). Во-вторых, в поведении учителя:
- в выборе места для ведения урока;
- в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
- в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
- в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
- в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
- в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
- в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.
В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:
- в построении и перестроении на месте и в движении;
- в выборе способов выполнения упражнений;
- в активизации познавательной деятельности учащихся;
- в организации усвоения и запоминания учебного материала;
- в проверке и оценке знаний, умений учащихся.
Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л.И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.
Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:
- в формах обращения учителя к учащимся;
- в тоне обращения;
- в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
- в мотивах общения.
На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.
Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке - это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие - второстепенную, подчинённую. Недостаточное развитие одного из них может быть компенсировано за счёт преимущественного развития другого. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить педагогического мастерства.
Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя - свой собственный или группа их.
Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.
По данным Н.В. Кузьминой, у молодых преподавателей в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Учителя большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.
С.И. Кудинов, изучавший особенности труда учителя физического воспитания в зависимости от уровня педагогического мастерства, также отмечает, что у учителя высокого уровня мастерства ведущее положение занимает гностический, а у учителей низкого уровня мастерства - коммуникативный компонент.
Ряд авторов указывают на главную роль организаторского компонента в деятельности учителя физического воспитания на уроке (А.Г. Григорьева, Г.И. Метельский, Д.Ф. Матущак).
Автор в розыске.
- версия для печати
- 20541 просмотр