You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Деятельность учителя физической культуры » Педагогический тактПедагогический такт
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Компоненты деятельности учителя физкультуры
- Педагогическая направленность
- Способности учителя физической культуры
- Авторитарность – демократичность тренера
- Качества учителя физической культуры
- Личность идеального тренера
- Умения учителя физической культуры
- Знания учителя физической культуры
- Педагогический такт
- Стиль деятельности учителя физической культуры
- Авторитет учителя физической культуры
- Общение учителей в зависимости от пола и стажа
- Психологические особенности личности тренера
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- Что такое медитация
- О медитации простыми словами
- Универсальная техника медитации
- Что надо знать для медитации
- Психологическая подготовка парашютиста
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы они ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более, как такт психологический.
Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации,
понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.
Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение.
Тактичный учитель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.
Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям. Так, на родительском собрании учитель, не желая ставить родителей ученицы в неловкое положение, сказал: "Одна девочка попала в дурную компанию" и тут же предложил её папе остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идёт речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.
И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:
- естественность и простота обращения без фамильярности;
- доверие без попустительства;
- серьёзность тона без натянутости;
- ирония и юмор без насмешливости;
- требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
- доброжелательность без заласкивания;
- деловой тон без раздражительности;
- своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
- принципиальность и настойчивость без упрямства;
- внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;
- отдача распоряжений без упрашивания;
- обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
- выслушивание без выражения безразличия.
Автор в розыске.
- версия для печати
- 14037 просмотров