Обучение технике владения клюшкой

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Хоккей

Занятия с юными хоккеистами по обучению технике владения клюшкой следует начинать параллельно с общефизической подготовкой на открытой спортивной площадке или в условиях спортивного зала. Важно, чтобы поверхность площадки пола была ровной и «скользкой», т. е. имела бы небольшой коэффициент трения с несколько облегченной пластмассовой шайбой. Кроме этого необходимо иметь набор простейшего инвентаря и оборудования: стойки разной высоты и конфигурации, маленькие ворота, щиты-мишени.

Начинать обучение следует с выполнения специально-подготовительных и подводящих упражнений.

Специально-подготовительные упражнения с клюшкой выполняется из различных исходных положений и направлены на укрепление мышц плечевого пояса и кистей рук, на координацию движений, на «прочувствование» клюшки как инструмента.

Подводящие упражнения в движении клюшкой
(без шайбы, с шайбой) выполняются в структуре основных технических приемов хоккеиста. Они направлены на опробование правильного держания клюшки (хвата) в основной стойке хоккеиста, прочувствование движения крюка клюшки всей нижней плоскостью по поверхности пола. К ним относятся имитация ведения и передачи шайбы на месте с перемещением крюка клюшки в различных направлениях, в движении вперед, в сторону и назад. Освоив правильное держание клюшки и движение крюка всей плоскостью по поверхности пола, следует переходить к обучению ведению шайбы.

При обучении ведению следует придерживаться такой последовательности:
1. Перемещение шайбы, стоя на месте, вперед, назад, вправо и влево.
2. Плавное ведение шайбы, с переносом клюшки через шайбу в различных направлениях, стоя на месте.
3. Плавное ведение шайбы с переносом клюшки через шайбу, с синхронной работой рук и ног, с перемещением хоккеиста.
4. Короткое ведение шайбы с изменением ритма движения, стоя на месте.
5. Сочетание широкого, плавного и короткого ведения с движением хоккеиста в различных направлениях, с асинхронным движением рук и ног.
6. Обводка стоек на месте с движением крюка клюшки по восьмерке, контуру буквы «П» с изменением амплитуды и темпа движения.
7. То же с продвижением хоккеиста по площадке в различных направлениях.
8. Закрепление и совершенствование ведения шайбы проводятся в подвижных играх и эстафетах, включающих в себя различные сочетания ведения и передачи шайбы.

После овладения умением управлять клюшкой параллельно с ведением можно начинать обучение передачам, броскам, остановкам шайбы. Начинать надо с упражнений в передачах по полу и над полом, стоя в 3-4 м от борта или партнера, акцентируя внимание на выполнении основного звена техники броска - фазы финального усилия, на разнонаправленное, вращательное движение кистями рук, обеспечивающего резкое увеличение скорости движения крюка клюшки с шайбой, и, следовательно, скорость ее вылета.

Критерием степени освоения броска шайбы может служить умение хоккеиста легко бросать шайбу над полом, на различной высоте после чего можно выполнять броски и передачи в движении, из различных исходных положений, акцентируя внимание обучаемых на силу, точность и быстроту их выполнения.

При выходе на лед, по мере освоения техники передвижения на коньках, следует включать упражнения по дальнейшему изучению и совершенствованию технических приемов владения клюшкой.

При обучении и совершенствовании ведения обращают внимание на координацию движения рук и ног в ходе передвижения хоккеиста на коньках, на переключения с одного способа ведения на другой, на надежное контролирование шайбы с одновременным видением окружающей обстановки, на повышение скорости ведения и сочетание его выполнения с другими приемами: бросками, передачами, приемами и остановками шайбы.

Обучение и совершенствование бросков и передач шайбы следует начинать с упражнений у борта для точного воспроизведения основного механизма движения в условиях льда, при значительном снижении величины трения шайбы о лед в сравнении с поверхностью пола.

Освоив основной механизм броска, приступают к выполнению отдельных его разновидностей, в том числе к удару, броску с неудобной стороны. При совершенствовании бросков и передач обращают особое внимание на их выполнение в движении хоккеиста лицом и спиной вперед с изменением скорости и в разных направлениях. Параллельно следует обучать остановкам и приему шайбы. Сначала осваивают, стоя на месте, остановку клюшкой как-бы, скользящей навстречу, затем - скользящей в сторону с выходом влево и вправо. После этого можно переходить к приему и передаче шайбы в движении, обращая внимание на «мягкую обработку» и быстрое начало последующего движения. Параллельно следует изучать остановку шайбы коньком, рукой и туловищем. Добившись овладения хоккеистами основных технических приемов: ведения, бросков, приема и передач начинают обучать обводке, финтам и отбору шайбы. Освоение обводки начинают с обведения стоек, расположенных по прямой линии на расстоянии 4-5 м друг от друга, затем упражнение усложняется путем уменьшения расстояния между стойками (2-3 м) и расстановки их по ломаной линии. Далее в эти упражнения вводятся обманные движения туловищем и головой.

Следующим этапом обучения является выполнение упражнений в длинной обводке, сначала полуактивного и затем активного противника. В этих упражнениях обращается внимание на наращивание скорости при сближении с противником, рациональном использовании обманных действий, укрывании шайбы туловищем в процессе обводкой.

Освоение короткой и силовой обводки следует начинать после овладения основными финтами и длинной обводки.

Обучение начинается с упражнений в обводке стоек, затем полуактивного и активного противника на ограниченном пространстве. При обучении этим видам обводки следует обращать внимание на слитность выполнения скоростного маневра и финтов при сближении с противником.

Рекомендуемая последовательность в упражнениях при обучении обводки:
1. Упражнение в обводке стоек - в парах и потоке.
2. Упражнение в обводке партнера - в парах, в большом и малом потоке.
3. Упражнение в обводке противника на ограниченном пространстве - различные варианты ограничения пространства и времени.
4. Совершенствование в сложных условиях игровой деятельности.

Целесообразно параллельно с освоением обводки обучать приемам отбора шайбы. Начинать надо с приемов отбора шайбы клюшкой, сначала способом выбивания, производя удар клюшкой в шайбу или в клюшку противника, затем способом подбивания, т.е. подведением крюка клюшки под клюшку противника с последующим коротким ударом снизу вверх и прижиманием клюшки противника ко льду, накладывая свою клюшку на нижнюю часть клюшки противника. Техническое выполнение этих приемов относительно простое, однако их эффективность во многом зависит от выбора позиции, умелого подката к противнику, определения момента начала решающего оборонительного действия.

После освоения приемов отбора шайбы клюшкой можно начинать обучение отбору с помощью силовых приемов: остановка и толчок противника грудью, плечом и верхней частью бедра. Эффективность выполнения этих приемов зависит от умения хоккеиста передвигаться спиной вперед, выбора момента начала силового приема, когда противник ослабил контроль шайбы или принял неустойчивую позу. Кроме этого при выполнении приема хоккеист должен смотреть в лицо противнику, а не на шайбу.

В начале обучения этим приемам при освоении фазы толчкового движения туловищем полезно использовать подводящие упражнения с подвесными тренировочными мешками или чучелами. Сначала на месте толчок неподвижного мешка, затем в движении -качающегося. После этого следует переходить к выполнению приема в целом в упрощенных условиях. Например, ограничив стойками ширину «коридора», в котором движется противник с шайбой и производится ее отбор. Закрепление и совершенствование проводятся сначала в усложненных условиях, а затем в сложных условиях соревновательной деятельности.

Овладев основными техническими приемами, хоккеисту необходимо постоянно их совершенствовать, добиваясь формирования прочного двигательного навыка. С этой целью целесообразно варьировать объемные задания в стандартных и сложных условиях соревновательной деятельности. Практикуется также индивидуализированный подход в процессе совершенствования технических приемов, когда подтягиваются отстающие и развиваются сильные стороны технической подготовленности у отдельных хоккеистов. Продолжая осваивать отдельные разновидности основных технических приемов, тренеру следует добиваться высокого уровня разносторонности и вариативности их исполнения.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с. Подробнее.
Справочник: