Отбор в фигурном катании

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Принципы отбора детей для специализации в фигурном катании

Ведущим принципом отбора является разносторонняя оценка детей педагогом в процессе обучения. Кроме того, целесообразно оценивать детей, уже занимающихся определенное время (до 2 лет), исходя из определенных критериев:

  • отсутствие заболеваний и физических недостатков, мешающих овладению основами техники фигурного катания;
  • желание заниматься;
  • трудолюбие;
  • пропорциональность телосложения;
  • гибкость в суставах;
  • прыгучесть (с левой и правой ног);
  • способность воспроизводить ритмы, задаваемые по звуковым раздражителям;
  • музыкальный слух;
  • внимание, упорство в преодолении трудностей при освоении новых движений.

Первый критерий легко определяется при врачебном обследовании. Обычно редко встречаются трудности в этом вопросе, по скольку фигурное катание — легко дозируемый вид спорта.

Желание самого ребенка заниматься
— одно из обязательных условий положительной оценки его способности к избираемой специализации.

Нередко дети, особенно мальчики, сначала неохотно занимаются фигурным катанием. Но выявить отсутствие интереса сразу невсегда удается. Когда же тренер убедится, что, несмотря на все его старания и опыт, он не может заинтересовать ребенка, необходимо убедить и родителей учесть склонность его к иного род деятельности.

Телосложение ребенка должно быть пропорциональным. Некоторая излишняя полнота ног или всего тела у ребенка 5—6 лет может пройти через год-два с усилением роста или под влиянием систематических занятий и при рациональном питании. И тщедушность, худоба, мышечная слабость, сутуловатость нередко проходят, если регулярно заниматься по индивидуальной программе.

Гибкость, или подвижность в суставах, легко проверить простейшими упражнениями {наклоны туловища вперед, назад, махи ногами, выворотность стоп и пр.). Однако при отборе следует учитывать тренированность ребенка. Если он никогда не занимался ими, то, естественно, амплитуда его движений окажется меньшей чем у занимавшихся, но через 2—3 недели занятий этого не будет.

Способность прыгать, особенно при отталкивании правой и левой ногами раздельно — очень важное качество. Его можно проверить, дав задание выталкиваться возможно выше с небольшого разбега или с одного шага.

Способность воспроизводить различный ритм движений проверяют задавая по звуку различные ритмы. Музыкальность оценивают также, как в музыкальной школе. Но и тут необходимо знать, занимался ли ребенок музыкой, в какой семье растет, много ли слышал музыки дома, в саду или школе. Поэтому не следует делать скороспелых выводов, если в 6 лет ребенок поначалу не разбирается в простейших музыкальных ритмах, путает марш с галопом польку с вальсом и т. п. При правильных и систематических занятиях у способных детей музыкальность проявляется довольно быстро.

Пожалуй, одним из самых важных критериев при отборе слеует считать внимательность и способность к упорному овладению техникой катания. Есть дети, которым плохо удаются быстрые, кратковременные, меняющимся темпом упражнения. Таких много в фигурном катании. Они долго "примериваются", робко включаются в движения, боятся опасных положений, а при неудачах надолго замыкаются в себе, опасаясь показаться смешными или нерадивыми. Перевоспитывать такого ребенка очень трудно. Однако если подобные проявления у него не ярко выражены, он может перестроиться и постепенно обрести смелость, уверенность, ловкость.

Лучше всего прогрессируют в фигурном катании дети живые и уравновешенные, проявляющие способность к взрывным упражнениям, требующим мгновенной реакции, быстрой смены скорости и ритма движений. Вместе с тем важна устойчивость внимания, спорность к длительным физическим и нервным напряжениям.

Следует еще раз обратить внимание на то, что разовый просмотр детей и на этой основе решение об их способностях может быть глубоко ошибочным. Поэтому следует рекомендовать систему отбора, которая включает целый цикл занятий в течение нескольких месяцев или одного-двух лет. Лучше, если решение будет вынесено после года обучения в подготовительных группах.

И уже совсем не следует решать вопрос о бесперспективности оного спортсмена только потому, что его постигали неудачи. Способности не всегда раскрываются сразу. Может случиться, что они вскроются лишь тогда, когда уже потеряна всякая надежда на успех. Многое зависит от условий занятий, характера ученика и тренера и целого ряда мелочей.

Список использованной литературы:

  1. Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: ФиС, 1975 г., 183 с.