Периодизация в фигурном катании

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Многолетний процесс тренировки фигуристов схематически можно разделить на следующие три периода:

  • начальной (основной, базовой или кондиционной) подготовки;
  • последовательного, систематического освоения программ;
  • высшего спортивного совершенствования.

Период начальной подготовки в фигурном катании, как правило, приходится

на детские годы — с 4 до 7 лет. Это своеобразная предспециализация. Она должна быть направлена на создание основы будущей специальной подготовки фигуриста, готовности детей (как часто выражаются — кондиции) к освоению фигур программы. Поэтому главной задачей в периоде является освоение толчков, скольжений на ребрах коньков, различных двух - и одноопорных поворотов. Обучающиеся должны научиться свободно и непринужденно передвигаться на коньках вперед, назад, влево, вправо со сменой направления и скорости.

Особое внимание следует обращать на совершенствование так называемого «чувства льда» и ориентировки на ледяной площадке. «Чувство льда» состоит в тонком восприятии спортсменами опоры, четком ощущении свободного скольжения при различном наклоне тела по отношению ко льду и контрастном изменении скорости скольжения. Эта способность тонко «чувствовать лед» тесно связывается с глазомером. «Чувство льда» и способность к ориентировке на площадке являются определяющими факторами.

Только при высоком уровне мышечно-суставных тактильных ощущений развитии тонкого чувства динамики прямолинейных и угловых ускорений и зрительно-двигательных восприятий можно добиться красоты поз и движений.

В настоящее время имеются данные о ведущей роли афферентного синтеза, который осуществляется в корковых зонах перекрытия анализаторов (третичные поля коры больших полушарий). На основе афферентного синтеза формируется план двигательного поведения с учетом внешней обстановки, оценивается ближайшая перспектива движений, происходит как бы заглядыванне вперед.

У занимающихся необходимо создать наиболее точный и четкий образ предстоящего действия, обучить умению корректировать движения на основе текущей информации, на основе системы обратных связей. Последнее определяется быстро текущей сигнализацией по ходу движения в нервные центры о процессах раздражения рецепторных зон в мышцах, сухожилиях, суставах и внутренних системах организма.
Полноценное осуществление задач начального периода тренировки зависит от уровня овладения разнообразными формами свободного передвижения по льду и ориентирования фигуристов по всей площадке ледяного поля.

Для этой цели используют следующие упражнения.
1. Имитация бега конькобежца в зале.
Стопы параллельны. Перемещают вес тела с ноги на ногу при параллельно поставленных стопах, затем выполняют шаги вперед а в сторону. Основное внимание следует обращать на осанку (спину держать прямо, голову поднять и не смотреть под ноги); руки во время шагов выполняют перекрестные движения. Аналогично делают шаги назад — имитация бега по кругу перебежкой вперед—вправо и влево. То же назад. Перебежку вперед выполняют скрещивая ногу, находящуюся снаружи круга, перед ногой, сходящейся внутри его. При небольшом наклоне тела внутрь закривлення толчок имитируют сзади скрещенной ногой, а затем как в беге по прямой.

Имитация бега по кругу перебежкой назад. То же, но с протяжением назад по кругу.
Имитация бега фигуриста в зале на коньках (в чехлах или нa ковриках).

После того как освоена стойка на двух коньках, рекомендуется, немного наклоняться вперед и держа спину прямой, голова поднята, шагать вперед и в стороны с перекрестным движением руками. Следить, чтобы не было переката стопы на носок. Ногу, выносимую на шаге в сторону и вперед, следует поднимать от пола,
касаясь передней частью конька, и ставить на пол прямо на середину конька, носком слегка наружу. Ногу, оставшуюся сзади, нужно также поднимать от пола, не касаясь передней частью конька, затем, приближая ее к опорной ноге, ставить в сторону и вперед прямо на середину конька, носком слегка наружу. Имитация толчков проводится с малой амплитудой движений в суставах ног, короткими движениями и с полным выпрямлением в суставах как толкающей ноги, так и опорной.
В процессе занятий в зале у занимающихся должно возникнуть четкое представление о своеобразии бега на коньках, его отличии от обычного бега.

Имитация бега со сменой направления, темпа и скорости Бег вперед по кругу справа налево и слева направо. Бег по восьмерке в обе стороны. Бег назад со сменой направления. Бег вперед и назад в различном темпе и с различной скоростью. Бег вперед и назад со сменой направления, темпа и скорости по зрительным и звуковым сигналам (например, руководитель поднимает левую руку — бежать справа налево, правую — сменить напраление бега, по хлопку бежать вперед по восьмерке, по свистку назад по восьмерке и т.п.).

Игровые задания на коньках в зале. Для развития умения свободно передвигаться на коньках целесообразно использовать разнообразные игровые задания без предметов и с предметам (с мячами, булавами, набивными мячами и др.). Сюда относятся эстафеты с передачей мяча, преодоление условных препятствий перешагивание через палки, набивные мячи, передвижение по лабиринтам различной формы и пр.

2. Упражнения в беге на коньках вперед и назад со сменой и правления, темпа и скорости на льду.

Упражнения с помощью или с опорой на специальные санки с самого начала нужно добиваться хорошей осанки. Следует предостерегать от поднимания плеч, опускания головы, взмахиваю руками и т. п. Большое внимание следует уделять правильному отталкиванию ребром середины конька и ни в коем случае не носком. Легкое предварительное сгибание толкающей ноги должно сменяться четким, коротким толчком под углом 45—35° с полным разгибанием толкающей ноги и опорной. Направление толчка больше наружу и немного вперед, с таким расчетом, чтобы фигурист непрерывно с нарастающей скоростью двигался вперед. Необходимо, чтобы таз находился во фронтальной плоскости, проходящей через плечевые и голеностопные суставы. При обучении бегу по кругу вперед особое внимание уделяется правильному выполнению толчков на перебежках — только серединой конька.

Если хорошо освоен бег вперед по прямой и в обе стороны по кругу, а также по рисунку восьмерки, следует приступать к обучению бегу назад, начиная с овладения толчком назад с места скольжением на двух ногах назад. Первое упражнение начинаете с места из положения стоя носки вместе, пятки разведены. Толчковая нога описывает дугу и сближается с опорной, после чего все повторяется в другую сторону. Скольжение назад идет с опорной одной ноги на наружное, а другой на внутреннее ребро конькa. Упражнение выполняют с опорой на обе ноги, а затем попеременно приподнимают ногу после толчка. В начале обучения следует особенно внимательно следить, чтобы не появлялось характерных ошибок: отставление таза, излишний наклон туловища вперед, вытягивание обеих рук перед собой («боюсь упасть») и опускание головы. Освоение бега назад по рисункам круга и восьмерки в перебежках требует владения толчком одной ногой назад-внутрь, а другой назад-наружу. Руки всегда должны двигаться перекрестно. Их движения происходят синхронно с легкими поворотами туловища относительно таза (скручивание).

Упражнение с переходом со скольжения вперед на скольжение назад и наоборот. После разбега вперед по прямой скользить на обеих ногах. Предварительное положение перед поворотом — вкручивание туловища относительно таза, руки направлены вниз, в сторону поворота, туловище прямо, ноги слегка согнуты. Поворот через передние части коньков осуществляется одновременно поворотом туловища и движением рук в сторону, противоположную повороту. Во время поворота ноги выпрямляют, а после него вновь слегка сгибают; скольжение назад идет на середине коньков. Необходимо непрерывно следить за вертикальным положением туловища.

После освоения бега и поворотов в обе стороны следует разучивать скольжение в приседе на двух ногах вперед и назад, скольжение «пистолетиком» на каждой ноге вперед и назад.

Подскоки на двух ногах и на одной вперед и назад. Выполняют на разнообразных беговых шагах и при поворотах. Необходимо следить за строго вертикальным положением тела и отталкиванием серединой лезвия конька.

Освоение бега, поворотов, подскоков и езды в положении приседа на одной и двух ногах. Необходимо в дальнейшем широко использовать подвижные игры на льду, в процессе которых закрепляют хорошую осанку, рациональные толчки и т.п.

Очень важно освоить остановки резким закривлением дуг, максимально используя торможения с постановкой коньков перпендикулярно линии скольжения. В этом периоде развивают устойчивость, которая выражается в способности даже в сложных ситуациях избегать падений.

Второй период — период последовательного, систематического владения программой обычно начинается с 7-летнего возраста. Ведущим здесь следует считать освоение системы обязательных упражнений («школы»), что важно и для произвольного одиночного и парного катания и для спортивных танцев на льду. Фигуристы осваивают азбуку рациональных толчков из различных положений, с места и с ходу, реберных скольжений и разнообразных поворотов. В этот период воспитывается трудолюбие и настойчивость.

Последовательность в изучении обязательных упражнений не всегда совпадает с номерами фигур как правило, оно идет в порядке возрастания трудности, исходя из целесообразности последовательного перехода от изучения одной фигуры к следующей.
Необходимо добиваться одинаково полноценного выполнения фигур как с правой, так и с левой ноги, вперед и назад.

Наглядность в обучении обязательным фигурам достигается во-первых, детальным и точным объяснением формы рисунка, величины и покрытия следа фигуры, во-вторых, с помощью основных ориентиров по сигналам внешним (контуры бортиков, разметка площадки, следы на льду, контуры трибун и др.), а также по сигналам внутренним (контрастные ощущения, при скручивании туловища и при обратном движении во время поворота, ощущения надавливания на лед той или иной частью полоза конька ощущения вертикальности или нарушения вертикальности оси тела при инертном скольжении и пр.).

Наглядность объяснений, демонстраций, показа должна опираться на непосредственное прочувствование изучаемых движений. Очень важно воспитывать у спортсменов способность четко представлять контуры фигуры, намечаемой к выполнению. Тренеру важно проверять эту способность спортсмена точно воспроизводить на льду заранее запланированный рисунок (его размер, правильность по отношению к продольной и поперечной осям чертежа фигуры, расположение поворотов и т. п.).

Повторение фигур с так называемым покрытием следов целесообразно только при условии геометрической правильности первого следа.

При изучении простых фигур не следует добиваться чрезвычайной жесткости и стабильности выполнения, часто приводящей «задалбливанию». Из-за этого может затрудниться дальнейшее обучение спортсмена (например, более совершенному выполнению поворота и т. п.).

Необходимо непрерывно следить за наклоном продольной оси тела к плоскости льда, одинаково производимым всеми частям тела. Например, заученный выраженный наклон ноги ко льду компенсируемый наклоном туловища в обратную сторону, может стать непреодолимым препятствием в процессе совершенствования мастерства.

В процессе обучения обязательным фигурам важно воспитать хорошую осанку (скромную, без вычурных положений, свободные но строгие движения рук, правильный наклон головы). Важно привить четкость в толчках при быстрых переходах на инертное скольжение, четкость и определенность каждой позы. Обязательные упражнения должны стать для спортсмена не только школой черчения фигур на льду, но и школой воспитания системы движений. Эстетическая сторона их должна быть безупречной.

Во втором периоде ведется и систематическое освоение элементов и программ одиночного произвольного катания. Разучиваются разнообразные шаги-разбеги вперед и назад со сменой направления, различные варианты «дорожек», танцевальные элементы, дуги, спирали простые и со сменой ног и т.д. Постепенно вводят прыжки в полоборота (перекидной) и по мере освоения — более сложные прыжки. Изучаются вначале простые вращения на двух, а затем и на одной ноге, вращения в ласточке и в положении приседа (волчок). Комбинировать различные упражнения целесообразно только после раздельного их изучения и должной стабильности выполнения.

Приобщение к совместному катанию (парному и групповому) должно вестись на ранних этапах обучения индивидуальному катанию, когда проявляется склонность спортсменов к специализации в том или ином виде фигурного катания. Однако подлинная специализация должна начинаться только после того, как каждый из партнеров достиг высокого, примерно равного уровня в индивидуальном катании. Иное решение вопроса о подборе партнеров для пары, в которой один из партнеров слабее или оба с невысокой индивидуальной подготовленностью. Это возможно, но при современном уровне мастерства лишено перспективы.

Третий период — период высшего спортивного совершенствования. К нему приходит относительно ограниченный круг спортсменов, проявивших большое трудолюбие и настойчивость, овладевших разносторонней техникой катания, имеющих высокий функциональный уровень развития систем организма и ярко выраженные музыкальные и хореографические способности. Все это вместе взятое можно оценить как талант фигуриста.

Чаще всего третий период начинается в 14—16 лет и может длиться до 21—32 лет. Необходимым условием успеха здесь является разносторонняя техническая, функциональная и артистическая подготовленность. Любая односторонность (например, блестящее владение только прыжками и недостаточное — вращениями) создает непреодолимое препятствие для совершенствования мастерства.

Для этого периода характерен целеустремленный поиск индивидуальных форм работы — в соответствии с морфологическими, функциональными и психологическими особенностями каждого фигуриста. Уже с начала периода важно выявить способности к обязательным фигурам, произвольному одиночному катанию, к парному катанию или спортивным танцам на льду.

Достижение высокого мастерства в фигурном катании возможно только при хорошей музыкальности, тонком чувстве красоты при овладении сложной ритмикой движений в скольжении на коньках. Немаловажна и способность спортсмена выполнять многооборотные прыжки, особенно в обе стороны.

Важной стороной тренировки спортсменов высокого класса является выявление индивидуального почерка, собственной творческой манеры. Это должно проявляться в нахождении новых, оригинальных решений в композиции катания, в овладении труднейшими и по возможности новыми сочетаниями фигур (например, каскадов прыжков), в находках собственных музыкальных решений и ярком эмоциональном артистизме.

Список использованной литературы:

  1. Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: ФиС, 1975 г., 183 с.