Музыка на занятиях физической культуры

версия для печативерсия для печати
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыка на занятиях физической культуры

Автор:
Ю.В. Смирнова
РГПУ им. А.И. Герцена

С древнейших времён известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного, что происходит за счёт сильного эмоционального влияния художественного образа музыкального произведения, выраженного средствами музыки на психологическое состояние слушателя.

В то же время, при соответствующем применении, музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать лучшему запоминанию и выполнению различных физических упражнений.

Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Нравственные ценности, идеи, отражённые в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей и подростков.

Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.

К сожалению, не все учителя физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них – отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.

При выборе музыки для занятий физической культурой важно учитывать психологию восприятия того или иного произведения.

Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему [4].

Исследователями большое значение придаётся первой стадии музыкально-слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки – готовности к восприятию. Она в значительной степени зависит от ожиданий человека и от ситуации музыкального восприятия. Люди по-разному воспринимают музыку в условиях концерта и слушая её по радио или по телевидению, выполняя под неё те или иные движения, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта.

По данным исследования З.Г. Казанджиевой-Велиновой [1], решающими в формировании установок оказываются общемузыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями.

Установка в значительной степени детерминирована и эмоциональным состоянием, предшествующим восприятию. Она проявляется в степени активности и избирательности восприятия: человек может быть всецело поглощён слушанием музыки или слушать, будучи занятым какой-либо другой деятельностью (так называемое комитатное восприятие). Именно комитатное восприятие присуще участникам педагогического процесса в занятиях физической культурой, так как в этом варианте восприятие музыки неразрывно связано с осуществлением двигательной деятельности.

По данным исследования А.Л. Готсдинера [1], процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия музыки. И в посткоммуникативной фазе, в отсутствие звучания человек продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. Психофизиологическое последствие музыки имеет различную продолжительность – от 2-5 мин. до 15-30 мин. и связано как с индивидуально-типологическими особенностями человека, так и с содержанием самой музыки.

Эмоциональная выразительность временного хода музыкального движения составляет основу музыкального ритма. Переживание же этой выразительности является «ядром» музыкально-ритмического чувства как способности.

Восприятие ритма, как показали многочисленные исследования российских и зарубежных психологов, имеет моторную природу.

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева о формировании специфически человеческих способностей Е.В. Назайкинский выдвинул и обосновал гипотезу о существовании системного слухомоторного анализатора, позволяющего настраиваться под контролем слухомоторной установки [2].

Ритм восьмых соответствует темпу деятельности артикуляционно-речевого аппарата, половинные сопоставимы с ритмом ходьбы, целые ассоциируются с ритмами дыхания.

Подобные анализаторные системы, включающие моторное звено участвуют в дифференцированном восприятии других средств музыкальной выразительности: высоты, громкости, тембра.

Рассматривая восприятие музыки нельзя не затронуть вопрос такого фактора как жизненный опыт человека.

Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма) [4]. Это налагает большую ответственность за выбор того или иного музыкального произведения для занятия по физической культуре на педагога и требует внимательного отношения к этому аспекту его профессиональной деятельности.

Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек. Это зависимость восприятия от множества прошлых жизненных впечатлений, от живости воображения представляет большие возможности для грамотного выбора музыки при занятиях физическими упражнениями с различным контингентом занимающихся и обязательно должна учитываться при работе с детьми и подростками.

Вместе с тем, выбор музыкального сопровождения для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста должен подчиняться общепедагогическим принципам: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, постепенности, систематичности, индивидуализации и дифференциации, прочности и прогрессирования [5].

Реализуя принцип сознательности и активности, необходимо учитывать интересы и склонности детей, при этом формируя у них сознательное отношение к выполнению упражнений под музыку. Целесообразно предоставлять возможность занимающимся, начиная с младшего школьного возраста, составления и проведения тех или иных упражнений под самостоятельно выбранную дома музыку. Подобного рода творческие задания весьма значительно повышают интерес к занятиям физическими упражнениями и развивают их творческие и музыкально-ритмические способности.

Принцип наглядности особенно важен при выборе музыкальных произведений для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Чем более точно средства музыкальной выразительности отображают образ, тем быстрее и легче дети воспримут музыкальное произведение и с большим удовольствием будут под него выполнять упражнения.

Соблюдение принципов доступности и постепенности при подборе музыкального сопровождения не менее актуально, чем при составлении собственно физических упражнений. Необходимо, чтобы выбранная музыка была адекватна психовозрастным особенностям занимающихся, их музыкальному и жизненному опыту. В то же время, следует постепенно усложнять музыкальный материал, обеспечивая тем самым эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание и развитие детей.

Принцип систематичности предполагает не одноразовое использование музыки в процессе занятий физическими упражнениями, а целенаправленное и систематическое её применение.

Принцип индивидуализации и дифференциации обеспечивает учёт индивидуальных особенностей занимающихся при выборе и использовании музыкального сопровождения. В зависимости от особенностей контингента занимающихся применение музыкального сопровождения может существенно варьироваться.

Соблюдение принципов прочности и прогрессирования предполагает формирование у занимающихся устойчивых знаний по музыкально-ритмическому воспитанию, умений двигаться под музыку различного характера и неуклонно совершенствовать свои знания, умения и навыки в этой сфере деятельности.
Для эффективности использования музыки в занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста необходимо, чтобы музыкальное сопровождение не только соответствовало художественно-эстетическим критериям, воспитывало их вкус, расширяло кругозор, но и способствовало решению двигательных задач, было удобным для выполнения упражнений [5].

Как и физические упражнения, как это было указано выше, музыка должна соответствовать возрастным особенностям занимающихся, быть доступной, способствовать решению задач художественно-эстетического воспитания. Для этого необходимо учитывать следующее:

  1. Продолжительность звучания одной мелодии: для младших дошкольников – 1,5 – 3 минуты, для старших дошкольников и младших школьников - до 4 – 5 минут.
  2. Смысл песни, образ музыкального произведения должен быть понятен детям. Для этого музыку в занятиях с дошкольниками и младшими школьниками нужно подбирать с ярким, запоминающимся образом. Для старших детей – более сложную по характеру, сюжету песни, средствам музыкальной выразительности.
  3. Темп музыки не должен превышать: у дошкольников - 110 - 120 уд. мин., у старших дошкольников – 150 – 160 уд. в мин., а у школьников – 170 уд. в мин. (в прыжково-беговой части). Надо использовать музыку разную по темпу, соответствующую части занятия и решению двигательных задач.
  4. Форма музыкального произведения также имеет большое значение. Большинство педагогов вполне оправданно предпочитают составление композиций под музыку куплетно-припевной формы (песни), с чёткой, ясной фразировкой, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  5. При подборе музыкального произведения следует учитывать следующее: упражнения куплета должны отличаться от упражнений припева, при этом в каждом куплете могут быть как новые движения, так и повтор упражнений предыдущего куплета. Вступление и проигрыши следует наполнять движениями, отличными от упражнений куплета и припева. В соответствии с этим, педагог должен сначала просчитать необходимую нагрузку, частоту повторов того или иного упражнения, и лишь после этого подбирать то музыкальное произведение, структура которого позволит ему грамотно и логично составить композицию.
  6. При необходимости проведения упражнений с определённой дозировкой, не укладывающейся в наиболее типичное строение музыкальной фразы, состоящей из 4х8 счётов (так называемый «квадрат»), можно рекомендовать использовать фоновую инструментальную музыку (нон-стоп, релаксационную, «звуки природы»), имеющую свободное строение.
  7. Разнообразие музыкальных стилей обогащает слуховой и эстетический опыт детей, расширяет кругозор, поэтому желательно использование музыки в разных стилях (классика, народная музыка (возможно – в современной обработке), песни народов мира, музыка молодых детских композиторов в современных ритмах, при занятиях с детьми среднего и старшего возраста – популярную у этого контингента занимающихся музыку, соответствующую эстетическим требованиям). При планировании занятия не следует весь урок проводить под музыкальные произведения в одном стиле, характере, темпе, детская психика от этого устаёт и возникает негативная реакция, отторжение той или иной музыки.
  8. Использование музыкальных произведений в различных жанрах (песня, марш, танец и т.д.) должно соответствовать решению конкретных двигательных задач с учётом правильного формирования музыкальных представлений занимающихся, их художественно-эстетического вкуса.
  9. Само звучание музыкальных произведений, используемых в занятии, должно соответствовать художественно-эстетическим требованиям [33].
  10. Музыкальное сопровождение необходимо регулярно обновлять, так как даже самая любимая музыка при частом и длительном применении может наскучить занимающимся и со временем вызывать отторжение.

Следует отметить, что, если дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей, в частности – малым музыкальным опытом, в большей степени склонны подчиниться мнению педагога, то дети среднего и старшего школьного возраста имеют более сформированные музыкальные предпочтения.

Так, в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста педагогу в целом достаточно знать особенности восприятия этого контингента и выбирать в соответствии с ними детские песни или произведения с достаточно конкретным выражением средствами музыкальной выразительности того или иного образа и подбирать соответствующие движения.

В результате проведённых исследований, проведённых среди детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, было определено, что главным фактором выбора тех или иных произведений является мода на них. Однако необходимо отметить, что «модная» музыка иногда не только не соответствует эстетическим требованиям, но и по содержанию своих музыкальных средств может являться вредной для психического и физического самочувствия занимающихся. В этом случае педагогу не следует «гнаться за модой», а надо проявить свой дар убеждения и широкий музыкальный кругозор, чтобы заменить нежелательные музыкальные произведения на те, которые будут удовлетворять и учащихся, и, в то же время, будут адекватны требованиям к музыкальному сопровождению занятий и будут оказывать только положительный эффект.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением современного специалиста по физической культуре.

Литература:

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в музыкальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений . М., 2001. 248 с.
  2. Практическая психология. Влияние музыки на психику/ эл. ресурс. http://www.sunhome.ru/psychology/11984/p4
  3. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В.. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Ч. 2 . С. 46 – 52.
  4. Светов М.Энергетика музыки. Могущество и волшебство звука. код доступа: http://bestworld.getbb.ru/viewtopic.php?f=21&t=57
  5. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры в школе: Учеб.-метод. пособ.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.- Ч.1.- 92 с.