Обучение плаванию

Обучение плаванию

Опубликовала: Наташка http://www.fizkult-ura.ru

Обучение плаванию включает 34 занятия. Из них:

1 занятие посвящается проверке исходной плавательной подготовленности и разучиванию упражнений для освоения с водой; 12 занятий — разучиванию брасса;
4 занятия — разучиванию дельфина;
6 занятий — разучиванию кроля на спине;
8 — разучиванию кроля на груди;
2 занятия — совершенствованию всех разученных способов плавания. На последнем занятии проводится проверка результатов обучения.

Подготовительная часть (10—15 мин) проводится на суше. В нее входят: построение, расчет занимающихся, объяснение содержания занятий, выполнение имитационных упражнений по технике плавания. Для этого используется часть времени, отводимого для упражнений в воде. Упражнения выполняются по командам руководителя или самостоятельно. Для ознакомления с содержанием занятия при индивидуальном обучении подготовительная часть может составлять 20—30 мин.

Для ознакомления с выполнением имитационных упражнений могут использоваться плакаты по технике плавания.

Наилучшим и. п. (исходным положением) для выполнения движений будет положение лежа на скамейке. Если же скамейки нет, можно выполнять упражнения, принимая различные и. п. в зависимости от разучиваемых способов плавания, например при разучивании движений рук в кроле на спине, согласования движений рук, ног с дыханием в кроле на спине, дельфине — и. п. стоя, движений рук в кроле на груди, брассе, дельфине, согласования движений рук, ног с дыханием в кроле на груди, в брассе — и. п. стоя, наклонившись вперед при разучивании движений ног в дельфине — и. п. стоя на одной ноге; в кроле на спине и на груди, в брассе — и. п. лежа и полулежа. Имитацию техники поворота следует выполнять у неподвижной опоры (стены, щита и др.) или с партнером, повернув его к себе спиной.

Основная часть (30—35 мин) проводится в воде. В начале этой части осуществляется показ основных упражнений в воде. В ходе занятия руководитель показывает упражнения, имитирующие технику плавания. После показа он выполняет часть движений вместе с обучаемыми.

При изложении занятий в разделе «Обучение способам плавания» указываются название упражнения и общее время на его освоение; способ показа и выполнения (по разделениям или в целом) и время, отводимое для этого; условия выполнения упражнения; темп выполнения (например, медленный, переменный); команды для показа упражнения и его выполнения. На занятиях упражнения могут выполняться как под команду, так и самостоятельно. В последнем случае может даваться команда: «Упражнение выполнять самостоятельно».

При первоначальном описании упражнений команды для их выполнения и замечания излагаются подробно.

Обучение движениям начинается с раздельного их разучивания и заканчивается выполнением в целом в необходимом темпе.

При разучивании движений ног в переменном темпе, когда отдельные движения должны выполняться и медленно и быстро, команды содержат названия основных положений, на которые обучаемый должен обратить главное внимание. Например, на счет «ра-а-аз», когда ноги должны быть вытянуты, соединены и как бы представляют прямую линию, подается команда «Линия»; на счет «два-а-а»,когда пятки подтягиваются к тазу и колени разводятся на ширину плеч (при этом счет производится медленно),— команда «Пятки, колени на ширине плеч»; на счет «три», когда стопы разворачиваются наружу (счет выполняется быстро), — команда «Стопы»; на счет «че-ты-ре», когда выполняется толчок ногами с ускорением к концу движения, — команда «Толчок». По мере освоения движений могут подаваться только команды-счеты: «Раз», «Два», «Три», «Четыре», соответствующие в данном примере тому или иному положению ног.
Для создания у обучаемых более четкого представления о выполняемых движениях, руководитель в подготовительной и основной частях занятия, подавая команды для выполнения, часть движений делает вместе с обучаемыми.

Показ упражнений и устранение ошибок могут осуществляться помощниками руководителя (хорошими пловцами). Целесообразно использование плакатов, на которых даны крупные рисунки, демонстрирующие технику плавания.

В начале основной части каждого занятия в воде показываются основные упражнения, действия.

Проводящий занятие, перед тем как показать упражнение или действие, называет его и указывает условия и способ выполнения. При этом речь руководителя должна быть четкой и краткой. Например: «Разучиваем согласование движений рук и ног в брассе. Дыхание произвольное на поверхности воды. Показываю по разделениям». Дальше следует показать движения на каждый счет.
При показе способов плавания и отдельных упражнений, где не указывается количество повторений, а дано лишь общее время, показ должен осуществляться путем двухразового проплывания дистанции 10—12 м.

«Показ» и «Выполнение» сопровождаются организационно-методическими указаниями, содержащими пояснения по организации занятия, технике плавания и др.

В начале занятия повторяются упражнения, которые были изучены на предыдущих занятиях, затем даются новые упражнения, после чего отводится время на совершенствование их техники.

Исправление ошибок в основном проводится индивидуально. Если же они отмечаются у большей части обучаемых, то для устранения ошибок делается остановка в выполнении упражнений. Если в процессе обучения не наблюдается характерных ошибок, то это время используется для дальнейшего освоения упражнений.

Часть упражнений при обучении рекомендуется выполнять с закрытыми глазами. Это помогает обучаемым (за исключением тех, у кого имеются грубые ошибки в технике) концентрировать внимание на технике разучиваемых движении, направляя свои усилия на рациональное их выполнение. Если даются два задания— выполнить одну часть упражнения с открытыми глазами, а другую — с закрытыми, то общее время выполнения делится пополам.

После проверки исходной плавательной подготовленности на первых 2—4 занятиях во время изучения каждого способа основное время уделяется плаванию с поддерживающими средствами. В качестве поддерживающих средств могут быть использованы: нагрудники (полужилеты), надувные резиновые круги и др.

По мере освоения техники плавания обучаемым предоставляется возможность плавать без поддерживающих средств. При этом в каждой попытке следует проплывать как можно большее расстояние без остановок.

Проводящий занятие должен видеть всех обучаемых в воде и знать их количество.

И. п. для выполнения упражнений, например, для разучивания движений ног в условиях водной станции, бассейна обучаемый: принимает такое и. п.: держась одной рукой за бортик-поручень, сливной желоб, другой упираясь в бортик или касаясь его кистями, ноги вытянуты; на занятиях в условиях открытого водоема, бассейна (на мелком месте) — лежа с упором руками в дно, ноги вытянуты; для разучивания движений рук на мелком месте — стоя, наклонившись вперед, руки вытянуты в воде; для разучивания согласования движений с дыханием — лежа на воде.

Заключительная часть (2—3 мин) проводится на суше. Ее содержанием являются: построение, расчет занимающихся, подведение итогов занятия, уборка инвентаря.

Список использованной литературы:

  1. Семёнов Ю.А. Навык плавания - каждому: Из опыта программированного обучения плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с. Подробнее.